Стихи о знаках препинания

Стихи о знаках препинания

Василий Курочкин

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Старый хапуга, отъявленный плут
Отдан под суд;
Дело его, по решении строгом,
Пахнет острогом…
Но у хапуги, во-первых: жена
Очень умна;
А во-вторых – еще несколько дочек
……………………………………………….
(Несколько точек.)
Дочек наставила, как поступать,
Умная мать.
(Как говорят языком и глазами —
Знаете сами.)
Плачет и молится каждую ночь
Каждая дочь…
Ну, и нашелся заступник сиятельный
!
(Знак восклицательный.)
Старый хапуга оправдан судом,
Правда, с трудом;
Но уж уселся он в полной надежде,
Крепче, чем прежде.
Свет, говорят, не без добрых людей –
Правда, ей-ей!
Так и покончим, махнув сокрушительный
?
(Знак вопросительный.)
1859

Султан Джура

Собрание знаков препинания

Важное собрание знаков препинания.
Председателем избран Восклицательный знак.
– Товарищи! Знаки! Внимание! Внимание!
Слушайте! Меня!
Сегодня! У нас! На повестке! Дня!..
– Мне кажется… Между прочим… –
перебило его Многоточие. –
При всем моем уважении…
вы злоупотребляете…
высоким… своим положением…
дорогой… Восклицательный знак…
– Регламент! Короче!
Уважаемое Многоточие!
Меня критикуете! А сами вы-то!
…! …! …! …!
Собрание знаков препинания считаю открытым!
Прошу высказываться, товарищи знаки,
о вашем месте в словесном строю!
Может быть, вас огорчили ошибки
Гали и Пулата!
Может, они вас поставили
не там, где надо!
– Вот это точно. –
Как мячик, на кафедру выкатилась Точка.
– Вот я, например, Точка, – станция мысли.
На станциях паровозы стоят без движения,
А на мне – повествовательное предложение.
И дальше летит паровоз, нарушая покой,
И заглавная буква машет ему рукой.
Ребят от серьезных ошибок храня,
она остается возле меня.
Это ведь очень просто.
Остановитесь, переведите дыхание.
Единственная просьба:
не забывайте о моем существовании.
У меня все.

* * *

– Моя очередь? Разве не так? – входит на кафедру Вопросительный знак.
Идет, спотыкаясь, настороженный,
то ли знак, то ли серп, то ли ухо с сережкой.
– Я считаю, что Точка высказалась точно.
Может быть, у кого-нибудь есть возражения?
Я тоже станция,
только после вопросительного предложения.
По белому свету
в море ответов
от меня корабли уходят в плаванье.
Ведь что самое главное?
Заглавные буквы за мною стоят, как матросы.
Всем понятно? Будут вопросы?

* * *

– От него до меня – один шаг! –
выходит высоченный Восклицательный знак.
Там, где гнев и страданье,
радость и горе,
я стою, как маяк
в бушующем море!
Всюду, где счастье, всюду, где жизнь,
без меня вам, ребята, не обойтись!

* * *
– Все это правильно, прекрасно знаю,
но я ему в важности не уступаю, –
вильнула хвостиком Запятая. –
Если вы в путь-дорогу
на белой бумаге вышли,
не одни лишь вам станции встретятся,
но и разъезды мысли.
На них-то вас ожидаю
я, Запятая.
Если обращение
в середине предложения,
я, как конвой, стараюсь
с обеих сторон его встать:
ну-ка, голубчик, попробуй теперь сбежать!
Но я отпущу его
без единого возражения,
если оно в конце предложения…

* * *
– Привет нашему одинокому собрату! –
выкатились Кавычки, как цирковые акробаты. –
Мы особенные знаки препинания,
наша специальность – названия.
Как только кто-то получит имя,
мы его охраняем кривыми мечами своими.
Заводу ли, фабрике ли, газете –
нужны мы всему на свете…
Но тут председатель сказал:
– Регламент! Кончается собрание
знаков препинания!
Ну что ж, спасибо вам за внимание!

Перевел с туркменского А. Янов

Учимся писать стихи. Знаки препинания.

Тиамф! Ох уж эти запятые… или поэты, которые ставят их с ошибками?
(автор Санди Зырянова)
Вы таки будете смеяться, но назрела необходимость поговорить о роли знаков препинания как средств художественной выразительности. Я думала, грешным делом, что отличать запятую от троеточия или точки с запятой, не говоря уж о тире, люди учатся где-то в 1-2, ну, на крайний случай, 3 классе. Во всяком случае, в среднюю школу уже надо идти с пониманием, где что ставить.
А в поэзию, оказывается, не надо…
Между тем стихи – это очень эмоциональная, влияющая на наше настроение и представления о жизни штука, поэтому средства художественной выразительности в них играют первостепенную роль. Любой знаток, даже дилетант, понимает, что роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Тысячелетиями знаки препинания сохраняют свой ритмически-интонационный характер. Их десять: точка, многоточие, двоеточие, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Из них почти все сопровождаются паузою, и каждому присуща особая интонация. Этим облегчается воспроизведение письменной речи, что, косвенно, способствует лучшему восприятию художественного произведения.
Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения. Если наше предложение длинное, то знаки препинания помогают нам в нем не запутаться. Троеточия подчеркивают «оборванность», незавершенность как предложения, так и того, о чем оно повествует. Кроме того, знаки препинания позволяют выделить смысловые куски текста, закончить предложение по смыслу. Когда автор начинает нанизывать чудные образы, ставя слова в довольно необычные положения, роль знаков препинания становится первостепенной!
Однако не следует всю выразительность обеспечивать только знаками препинания. Когда в конце каждого предложения стоит восклицательный знак, невольно задаешься вопросом: а какие-то другие средства для усиления впечатления автор знает? Знаки препинания должны гармонировать с общим строем стихотворения, не перегружать его. И уж, конечно, они должны быть правильными.
Она была ребенком необычным,
С друзьями не играла во дворе,
Все в школе получалось на отлично,
Хотела повзрослеть она скорей.
Обращаем внимание на бедность пунктуационного решения. Одни запятые. тем не менее по смыслу поясняющее словосочетание требует двоеточия перед ним: после «необычным». Далее, что необычного в том, что девочка отличница? – значит, фраза «все в школе получалось на отлично» не относится к утверждению «она была ребенком необычным». А значит, писать ее через запятую не нужно. Что же поможет в данном случае? – точка с запятой. После «отлично» вообще следует поставить точку. Потому что по смыслу желание повзрослеть абсолютно естественно для ребенка и не может иметь никакого отношения к необычности героини. Разумеется, правильно расставленные «препинаки» не сделают это четверостишие гениальным, но хотя бы придадут ему логичности и понятности.

Вообще неверная пунктуация превращает предложение в кашу, о чем поэты забывают регулярно…
Ты посмотри луна какая
Сказала девушка притихши.
Она как будто бы живая,
Она внимает наши мысли.
По совести, этот стих безнадежен, его не исправить, изменив пунктуацию. Но! Прямую речь грамотно оформить можно? – можно и нужно. «Притихши» – это деепричастие. Как мы выделяем деепричастия? – правильно, запятыми. После «живая» сгодилось бы двоеточие: ведь то, что луна внимает нашим мыслям (а не наши мысли!!!), подчеркивает ее «живость». Как-то с этим стихом захотелось плавно перейти к проблемам синтаксиса, то есть построения предложений, но это тема для другого тиамфа. На всякий случай: прямая речь оформляется тире (тире, не дефисами!), а вообще заглядывайте в учебник русского языка, не ленитесь. Могу посоветовать также хорошее пособие
Очень странный подход у некоторых авторов – постоянно ставить и ставить один и тот же знак препинания вместо всех остальных. Да вот, хотя бы:
всё страшнее — идти в неизвестность..
всё больнее — писать..как мыслишь..
ложь глотает..срыгнув..откровенность..
то кто понл где старт..найдёт финиш…………..ю
Вообще говоря, двухточия в русском языке нет. И девятиточия тоже. Есть знак «многоточие», который изображается как три точки подряд. Три! Можно уверять, что это «шаблон», а тулить кучу точек где попало – новаторство, но в таком случае почему бы не писать на льюискэрроловском языке вместо русского? Очень легко превратиться из друга поэзии в ее врага и даже, более того, врага русского языка. Хотя не так уж сложно превратить свою «кашку с какашкой» в красивый, содержательный стих, просто правильно расставив знаки препинания. Объяснять, ПОЧЕМУ две точки вместо запятой, двоеточия, пробела и т.п. – не фонтан, я не хочу, ибо это означает полное неуважение к авторам сайта. Ну не все же такие упертые неучи… Поэтому я просто расставлю знаки препинания как надо:
Всё страшнее — идти в неизвестность,
всё больнее – писать как мыслишь.
ложь глотает, срыгнув, откровенность;
тот, кто понял, где старт, – найдёт финиш.
Хотя и без всякого подхода бывает…
Ты теперь не греешь мои пальцы,
И в душе осенняя хандра,
На вопрос, что в чувствах наших дальше,
Скажешь, что в погоде, холода!
Опять сплошные запятые. Люди, да что ж вы вот так игнорируете прекрасное средство худвыразительности, лежащее буквально под ногами, – знаки препинания? Что хотел автор сказать последней строчкой? О чем она вообще? Бессмыслица, набор слов с рандомно стоящими запятыми. Но если… «Скажешь: «Как с погодой, – холода!»» – и тогда совершенно меняется все. Мы видим прямую речь, видим сравнение, видим образ, хотя и банальный, «холода в чувствах».
Охохо. Конечно, научившись правильно ставить препинаки, за гения не сойдешь. Но сколько стихов, заслуженно заклейменных бездарными и безобразными, можно было бы превратить в крепкий середнячок!
Мой падший ангел во плоти,
С небес упавший за любовью…
Которого нельзя спасти,
Он болен этим чувством кровью!
Впитавшая всю нежность с верой,
Где стук в висках мешает мыслить!

Пускай не будет группой первой,
За то не нужно сердце чистить!
Автор этого стихотворения обрушился на меня с упреками в том, что к нам в его лице пришел целый Доцент России, а мы не оценили, и выразил убежденность, что мы все тут несчастные, с несложившейся личной жизнью и ему, его душе, завидуем. Итак: после «любовью» троеточие явно не нужно, оно даже мешает, 4 строка лишена знаков препинания, а они тут необходимы – кто болен, чем болен, непонятно; во втором катрене засилье восклицательных знаков… Добавьте снос клаузулы, смену размера, рифмы кровь-любовь и глагольную, ошибку «за то» вместо «зато», некорректную инверсию «группой первой», и веру, где мешает стук в висках. Ну, отыметь читателя в мозг автору отчасти удалось. Личная жизнь сложилась?
Камрады, критика и низкие оценки за стихи – это далеко не всегда зависть к вашей невъе…нной гениальности, поверьте. Куда чаще это – честное впечатление читателя, который видит ритмические сбои, неверный синтаксис, банальные образы, слабые рифмы, вяло и скудно раскрытую тему. И грубейшие пунктуационные ошибки в том числе.
Еще момент. Почему-то многие поэты ставят знаки препинания правильно, но неверно размещают пробелы. Камрады, запомните раз навсегда. ПОСЛЕ точки, запятой, точки с запятой, закрывающих скобок и кавычек ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пробел. Один. ПЕРЕД запятыми, точками, закрывающими кавычками и скобками пробел НЕ ставится. Также он НЕ ставится ПОСЛЕ открывающих скобок и кавычек. То есть: «Мама, привет!» – правильно, «Мама ,привет ! » – неправильно. (Вася, мой друг?) – правильно. ( Вася ,мой друг ? ) – неправильно. Это не мелочь, это маркер плохого текста. Стих с неверно оформленными знаками препинания я, скорее всего, закрою и не стану читать, разве по долгу модераторства. И буду относится к автору как к полному дилетанту. А предубеждение – сами знаете, как его трудно побороть.
И еще момент. Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.
Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать — летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь — главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Но! Не следует любую ошибку оправдывать «авторской пунктуацией». Авторские знаки, как и авторское ударение, и неологизмы с окказионализмами, необходимо использовать редко и очень осторожно. Иначе получится элементарная безграмотность.
А ведь мы – друзья поэзии и русского языка, разве нет?

О стихах без пунктуации

Почти копипаст ради убеждения

О стихах без пунктуации

Сейчас такие стихи публикуются в Интернет — »пачками»!

Для »вольной» творческой площадки, какой являются различные литературные порталы и которых — масса (!) — вполне терпимо… А для поэзии, как таковой?

Чтобы ответить на вопрос, думаю, стоит прислушаться к мыслям великих, которые с почтением относились к пунктуации. Например, знаменитое А.П. Чехова: «знаки препинания служат нотами при чтении». Отсюда и устоявшееся мнение, что:

Первая и основная причина необходимости расстановки знаков препинания — это упрощение прочтения и понимания. Стихотворение, грамотное с позиции синтаксиса, читается гораздо легче.

Поэтому и можно утверждать словами К.Г. Паустовского, когда он писал о необходимости пунктуации: »чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение…»

(Паустовский К.Г. Золотая роза // Собр. соч.: В 8 т. М., 1967. Т. 3. С. 388.)

И еще несколько мыслей великих о знаках препинания:

»Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался».

Сомерсет Моэм

»Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».

Исаак Бабель

»Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…».

Владимир Набоков

«Я понимаю препинания строчные некоторыми будто перегородочками, которые пришедших к ним останавливают», — еще в 1748 году замечал один из участников записанного В.К. Тредиаковским «Разговора между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Препинание — ведь буквально и означает «задержка» (от цслав. прђпинати — »препятствовать, задерживать, сдерживать»). В лингвистическом термине знаки препинания, таким образом, зафиксировано понимание их как сигналов паузы, заминки, остановки перед каким — либо препятствием, возникшим на пути плавного течения речи.

А напоследок, — размышления современника: У многих современных поэтов есть одна болезнь: нежелание ставить знаки препинания в связи с неумением их ставить.

А ведь знаки препинания — это такие же полноправные участники языкового процесса, как и буквы. Без них текст выглядит убого и голо. Почему-то в прозе знаки препинания ставятся всегда. Все писатели — от классиков Тургенева или Толстого до нелюбимых мной модернистов типа Сорокина; от фантастов Лукьяненко или Олди до авторов попсовых детективов вроде Устиновой — все ставят знаки препинания. И ставят их, чёрт побери, грамотно. Даже если это делается не самим писателем, это делается корректором. И вот тут я не понимаю, почему в поэзии, которая является не менее важным литературным слоем, чем проза, многие не считают необходимым опуститься до синтаксической составляющей.

Первая и основная причина необходимости расстановки знаков препинания — это упрощение прочтения и понимания. Именно так. Стихотворение, грамотное с позиции синтаксиса, читается гораздо легче. Читатель знает, где необходима пауза, где следует какое-то перечисление, где заканчивается фраза или какая-либо логическая часть стихотворения. Для декламации знаки препинания — это вообще незаменимая вещь. Чтец гораздо глубже может проанализировать грамотное стихотворение для лучшей декламации.

Самые глупые оправдания, которое придумывают молодые (и не очень молодые) поэты дабы оправдать отсутствие запятых и точек:

— »я вышел за рамки знаков препинаний!» = я не умею их ставить

— »они меня ограничивают!» = я не умею их ставить

— »я не считаю их необходимыми!» = я не умею их ставить

— »я не умею их ставить…» — это хотя бы честно, но оправдание так себе: нужно учиться писать грамотно. Lingva latina non penis canina est.

Есть ещё один странный предлог. Люди говорят: »Мои стихи гораздо лучше выглядят без знаков препинания, чем с ними». Ответ на это — один-единственный. Если вы говорите так, значит вы — хреновый поэт, и не стоит больше заниматься графоманией. Знаки препинания могут только улучшить стихотворение. Если они его ухудшают, значит, они сами по себе лучше, чем ваш опус. А уж если знаки препинания лучше вашего опуса, то я представляю себе, что там за опус…

Кстати, всё это касается ещё одного параметра — заглавных букв. В поэзии заглавные буквы должны быть обязательно в начале каждого предложения, то есть после точек, восклицательных и вопросительных знаков, многоточий и т.д. Там же, где и в прозе. Если вы пишете не в строчку, лучше всего сделать заглавными буквы в начале каждой строки, опять же, это соответствует неким сложившимся нормам поэзии. Впрочем, последнее не обязательно: к примеру, Бродский обходился без этого. Если же вы по каким-то причинам решили обойтись без знаков препинания, заглавные буквы просто обязательны, чтобы хоть как-то разграничить фразы.

Тим Скоренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *