Стихотворение некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Меню статьи:

  • Текст произведения
  • История создания поэзии
  • Сюжет произведения
  • Внутренний мир героини
  • Идея произведения
  • Тематика поэзии
  • Композиционные особенности стиха
  • Первая часть
  • Вторая часть
  • Итоги
  • Жанровая специфика поэзии
  • Художественные особенности стиха
  • Стих как пример философской лирики

Текст произведения

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

История создания поэзии

Николаю Заболоцкому принадлежат искренние произведения, ставящие в центр нравственность. «Некрасивая девочка» – именно такое творение, рассказывающее о настоящей – внутренней – красоте. Автор оригинально доносит до читателей ключевую мысль: истинная красота относится не к телу, а к душе человека.

Год рождения творения Заболоцкого – 1955 год. Иногда великие произведения создаются очень банальным путем. Так произошло и в этой ситуации. Автор проходил мимо одного из двориков в Москве. Там Заболоцкий увидел компанию ребятишек. Среди мальчишек выделялась одна девочка.

В стихотворении «Родная деревня” Николай Рубцов рассказывает о родных краях, о родине. Но что такое родина? С одной стороны, это страна или город, где мы родились. Но с другой стороны, это место, вобравшее в себя наше детство и молодость. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

У девчушки было некрасивое лицо. Внимание Николая Алексеевича привлекла непосредственность ребенка. Автору бросилась в глаза внутренняя, духовная красота девочки, которая контрастировала с некрасивой внешностью.
Это произведение – поздний шедевр автора. В строках поэзии чувствуется зрелость поэта, который умер всего через три года после написания текста.

Сюжет произведения

Начало творения Заболоцкого – это рассказ про некрасивую девочку. Малютка напомнила автору лягушонка – так сильно девочка отличалась от своих сверстников. Рыжевато-кучерявые волосы, огромный рот, кривизна зубов, неприятные, слишком заостренные черты лица – таков портрет героини.

Маечку девчушка заправила в трусы. Героиня играла с двумя мальчиками. Дети катались на велосипедах – подарок родителей. У «лягушонка» же не было на чем кататься. Девочка просто радовалась за товарищей, смеялась, ликовала вместе с друзьями.

Внутренний мир героини

Сюжет произведения русского поэта будет неполным без описания внутреннего мира героини. Девочка не знакома ни с завистью, ни с худыми замыслами. Писатель подчеркивает кристальную чистоту души малютки. Автор с горечью понимает: однажды девочка осознает свою уродливость. Писатель не желает героине таких страданий. Заболоцкий надеется, что богатый внутренний мир и высокие нравственные качества помогут девочке выстоять. Тяжесть бытия, жизненные трудности не сломят героиню, пока внутри нее горит огонь духовной чистоты.

Девочка не поражает воображение людей своей красотой, в теле героини отсутствует грация. Писатель, однако, подчеркивает: грация отличает душу малютки.

Идея произведения

Анализ сюжета поэзии медленно подводит читателей к вопросу: в чем же заключается ключевая идея стиха? Писатель поднимает философский вопрос, рассуждая о красоте. Идея произведения кроется в том, что на вершине иерархии ценностей все же стоит красота внутренняя, духовная. Нравственность подкрепляется красотой тела. Иногда чистота души дарит даже некрасивому телу грацию и харизму.

Тематика поэзии

Красота как проблема философии и искусства волновала авторов, начиная с античных времен. Так, о красоте рассуждал древнегреческий философ Платон.

О нравственной красоте размышляли философы и писатели эпохи Просвещения. Актуальность этой темы в литературе не вызывает сомнений. Более того, тема красоты уже не в первый раз появляется в творчестве Заболоцкого.

Писатель обращается к теме красоты души человека. Автор в очередной раз подчеркивает: внешность не раскрывает сущности людей. Мысли Заболоцкого подтверждаются эффектной иллюстрацией – портретом девочки, малютки, некрасивой, как лягушка. Поэт с грустью рассуждает о судьбе героини.

Композиционные особенности стиха

Форма произведения – лирический монолог. В структуре поэзии выделяются несколько смысловых частей:

  • изображение портрета малютки-героини;
  • рассуждения о судьбе девочки.

Формально структура произведения насчитывает две строфы.

Первая часть

Первая часть поэзии посвящается портрету героини. Писатель ярко и детально описывает внешность девчушки. Подробности, которые приводит автор, намекает на небогатую жизнь малышки. Героиня слишком юна, чтобы осознавать свою некрасивость. Картина Заболоцкого вызывает у читателей грусть: товарищи девочки часто не обращают на малышку внимания. Вопреки этому, героиня искренне радуется возможности играть с другими ребятами во дворе. Мудрый поэт усматривает в поведении малышки внутреннюю непорочность, душевную чистоту. Автор явно симпатизирует своей героине.

Вторая часть

Постепенно очарование первых мгновений отходит на второй план. Мысли автора поглощаются рассуждениями о судьбе малышки. Какое будущее ждет девочку с такой внешностью? В этом жестоком мире люди обращают внимание на лицо. Есть даже поговорка: «встречают по одежке». Заболоцкий тщательно опровергает эту позицию.

В будущем девочку ждут издевательства со стороны красивых подруг, насмешки. Такова судьба тех, кого общество считает дурнушками. Писатель искренне надеется, что человеческая жестокость не разочарует, не сломает девочку. Нравственность – это древнее сильное оружие, которое помогает людям выстоять в трудных ситуациях. Грация души поможет малышке пережить невзгоды и сложности жизни.

Итоги

В последних строках автор выражает ключевую мысль произведения. Проблема красоты наделяется философским смыслом, то есть – общечеловеческим. Конец стиха – это вопрос. Этот прием подталкивает читателей к рефлексии.

Жанровая специфика поэзии

Для выражения философского содержания поэзии Заболоцкий выбирает элегию как самый подходящий жанр. В центре лирического повествования – вечные проблемы. Настроение шедевра русского автора – светлая грусть, что тоже находится в рамках характеристик и основных черт выбранного жанра. Автор пользуется пятистопным ямбом, разные виды рифмовки (с преобладанием кольцевой). В некоторых местах встречаются также примеры кольцевой и параллельной рифмовок.

Художественные особенности стиха

Заболоцкий выбирает только нужные для выражения смысла, идейного содержания произведения художественные приемы. В поэзии отсутствуют лишние, декоративные тропы и приемы. При создании своего творения автор ввел в текст следующие средства:

  • прилагательные («худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка»);
  • множество эпитетов;
  • метафорические обороты («чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души»);
  • гиперболы отсутствуют, автор использует лаконичное описание;
  • риторические вопросы;
  • художественная детализация («заправлена в трусы худая рубашонка»);
  • в своей логике писатель движется от конкретного к абстрактному, от частного к общему – типичный пример философской индукции.

Произведение оставляет ощущение реалистичности и правдоподобности.

Стих как пример философской лирики

Выше мы уже упоминали, что Заболоцкий обращается к вечным вопросам бытия. Это значит, что автор затрагивает философские проблемы. В данном случае – это вопрос о красоте. В финале произведения писатель размышляет, почему люди склонны обожествлять красоту.

Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться” можно считать напутствием писателя читательской аудитории, ведь в нем автор поднимает актуальные вопросы. Чтобы узнать об этом произведении подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием

Рефлексия, форма размышления передается с помощью риторических вопросов. Автор не собирается дискутировать с читателем. Цель литератора – заставить свою аудиторию задуматься.
Строки поэзии четко показывают позицию Николая Алексеевича по этому вопросу. Авто восхищается девочкой, способной на искренность. Философский характер стиха обусловил композицию произведения, деление на описательную и рефлексивную части.

Простая бытовая сцена провоцирует у писателя поток мировоззренческих рассуждений. Внешняя красота, привлекательность тела кажутся автором мимолетным даром. Единственное, что остается на века, – это духовная, нравственная красота. Писатель наталкивает читателей на мысль, что внешняя привлекательность при внутренней пустоте теряет всяческий смысл.

5 / 5 ( 3 голоса ) Богдана Носенок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *