Текст рассуждение объяснение

ГОУ ЦО № 1436 ЗАО г. Москвы

Урок развития речи в 6-м классе по теме: » Рассуждать – значит…»

учителя русского языка и литературы Черепановой Натальи Васильевны

Цели урока:

  • углубить сведения учащихся о рассуждении;
  • способствовать выработке навыков его построения;
  • повторить понятия: «тезис», «доказательство», «вывод»;
  • развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся;
  • пробудить творческую активность каждого ученика, желание самому искать ответы на поставленные вопросы

Оборудование:

  • презентация
  • раздаточный материал
  • таблицы на доске
  • чистые листы, маркеры на столах

Ход урока:

Деление на группы

Перед тем, как войти в класс, каждый ученик получает задание: выбрать ту пословицу, которая больше нравится. (Пословицы напечатаны на отдельных листочках, причем листочков должно быть на один больше, чем детей, чтобы и у последнего было право выбора.)

Слайд №1

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

Красную речь красно и слушать.

Индуктор

Слайд №3

Один мудрец когда-то сказал такие слова.

Когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные камни или только ненужный хлам.

Но это лишь часть его мысли. Как вы думаете, о чем он говорил? В своих рассуждениях не забудьте, что у нас урок русского языка. Запишите свой ответ на листочках (ответы озвучиваются, а затем вывешиваются на доску).

( Начало фразы : «С чем сравнить язык в устах человека?»)

Ответы детей: язык, богатый русский язык, неизученное

1. В жизни часто возникают ситуации, когда нам нужно доказать свою правоту. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Необходимо строить свое высказывание логично, последовательно. Для этого существует тип речи – рассуждение.

2. Что же такое рассуждение? Перед вами небольшой тест. Выберите один ответ. Докажите правильность своего выбора. Ответ внесите в таблицу на экране.

Слайд №4

Рассуждение это- ….

  1. Объяснение
  2. Суждение
  3. Доказательство
  4. Исследование

Слайд №5

3. У вас перед глазами 3 карточки. Оставьте только ту, которая имеет отношение к теме нашего урока.

Слайд №6

Вступление Тезис Общая характеристика

Завязка Аргументы Детали

Развитие действия Вывод Оценка

Кульминация

Развязка

Что это за слова? Как они связаны между собой? (Дети должны прийти к выводу, что это композиция текстов разных типов речи, а затем среди них выбрать текст – рассуждение).

Докажите, что оставшиеся карточки не имеют отношения к теме урока. К чему могут относиться эти слова? Лишние карточки повесьте на боковую доску.

( Делается вывод о том, что одна группа слов относится к описанию, а вторая к повествованию. Над листочками вывешиваются соответствующие заголовки)

4. Слайд №7

Перед вами тексы. Найдите среди них тот, который больше всего соответствует схеме рассуждения. Докажите свое мнение.

Слайд №8

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Д.С. Лихачев

Слайд №9

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Л. Н. Толстой

Слайд №10

… Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство… Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси.

Н.В. Гоголь

5. У вас уже много информации об этом типе речи. Я вам предлагаю несколько вариантов определений. Выберите из предложенных определений то, которое кажется вам наиболее точным. Если ни одно из них вас не устраивает, составьте свое.

Слайд №11

  • Рассуждение – это объяснение или доказательство какой-то мысли.
  • Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
  • Рассуждение — описание причин свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением
  • Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.
  • Рассуждение — это доказательство справедливости мысли ( или несправедливости) мысли, сформулированной в тезисе

6. Отбор языковых средств

У текста – рассуждения есть слова, которые помогают организовать, связать части текста, упорядочить ход мысли. Свяжите части текста при помощи предложенных слов.

Заполните схему и представьте свой ответ.

докажем это, к примеру, обобщим все сказанное, допустим, следовательно, по моему мнению, таким образом, во-первых, в качестве примера, это можно доказать так, это объясняется следующим, итак

Слайд №12

Средства связи частей рассуждения

  1. Тезис.

……….

………

  1. Аргументы

………

………

  1. Вывод

………

………

7. Индивидуальная работа.

Используя данные слова, составьте свое рассуждение. У вас несколько тем для рассуждения, найдите их на своих столах. Ваше рассуждение не должно быть большим, 3-5 предложений. Напишите ваш ответ на листочках и прикрепите на общий лист вашей группы. (На каждом столе лежат цветные листочки с липким краем. На листах дети пишут свои ответы. После этого каждый приклеивает свой листок на тот ватман, где написана его пословица).

Ответы детей.

Красную речь красно и слушать.

  • Красную речь слушать приятно. Красиво говорить – значит говорить правильно. Это проявление вежливости к другим людям.
  • Красным в древности называли то, что красиво. Значит, красная речь украшает нашу жизнь.
  • Во-первых, если речь складная, то ее легко слушать. Во-вторых, она быстро запоминается. Следовательно, нужно учиться говорить красиво.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

  • Во-первых, короткую речь слушать хорошо, потому что не успеешь от нее устать. Во-вторых, в такой речи все точно. А под долгую и нудную речь начинаешь думать о своем.
  • Короткая речь более занимательная, ее интересно слушать. В длинной речи много информации, поэтому ее трудно воспринимать.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

  • Надо выбирать для разговора такие темы, которые интересны всем. Тогда с тобой интересно будет общаться.
  • Болтать без смысла – значит тратить напрасно время других. Даже если ты говоришь красиво, это может быть не интересно окружающим.

Слайд №13

8. Допишите в своих тетрадях тему урока:

Рассуждать – значит…

Ответы детей:

— очень долго думать

-размышлять о чем- то, а потом доказывать это другим

-уметь формулировать тезис, подбирать аргументы и делать вывод

-объяснять и доказывать свои мысли

— размышлять

-обдумывать какую-либо мысль

-значит мыслить

-доказывать свою мысль

-обдумывать свои мысли, выделять из них самую точную

-объяснять и доказывать тезис

-рождать мысли

-строить мысли в логическую последовательность, подводя итог

-излагать мысли по порядку и доказывать свою правоту

9. Буриме

Подводя итоги урока, хочется узнать о ваших впечатлениях и настроении. Дополните строчки стихотворения своими мыслями о проделанной работе.

Слайд №14

……………внимание

……………понимание

……………затмение

……………рассуждение

Ответы детей:

  • На уроках должно быть внимание,

А кроме этого понимание.

Никакого затмения,

Но много рассуждения.

  • Главное не внимание,

Во главе – понимание.

Внимание! У всех затмение,

Срочно нужно рассуждение.

  • Обратите на меня внимание.

Я требую понимания!

Загадаю я про затмение,

И впадете вы в рассуждение.

  • Ко мне было внимание

И море понимания.

Но вдруг пришло затмение,

Все впали в рассуждение.

  • Учитель уделяет нам внимание,

Мы испытываем понимание.

Но вдруг у нас затмение,

Потому что мы проходим «Рассуждение».

  • Ко мне было внимание

И взаимопонимание.

А потом – затмение.

Вот тема рассуждения.

  • На уроке было много внимания,

Но мало понимания.

Один вопрос вызвал у нас затмение,

Он был на тему «Рассуждение».

9. Слайд №15

Домашнее задание ( на выбор).

  • Придумать 3-4 интересные темы для рассуждения, написать сочинение по одной из них
  • Представьте себя автором учебника. Ваша задача – написать статью о типе речи рассуждении.
  • Зачем нужны летние каникулы.

Стоит ли заводить животных в доме?

Зачем нам нужен дождь.

Вы спросите: стоит ли заводить животных в доме? Стоит.

Во-первых, животное – друг человека.

Во-вторых, животное приучает нас к порядку. Мы не станем раскидывать одежду и обувь по квартире, не оставим без присмотра продукты питания.

В-третьих, животные нужны одиноким людям для того, чтобы они о ком-то заботились.

В-четвертых, животные вызывают чувство любви, доброты и положительные эмоции.

Итак, животные очень нужны в доме

  • Пожилым людям нужно уступать место в транспорте.

Обязательно ли есть фрукты?

Зачем деревья сбрасывают осенью листья?

Обязательно ли есть фрукты?

Я считаю, что обязательно.

Во-первых, фрукты содержат витамины, которые улучшают наше здоровье.

Во-вторых, фрукты улучшают сон, а без хорошего сна не наберешься сил.

В-третьих, из фруктов получаются вкусные соки и варенья, которые доставляют нам много удовольствия.

Поэтому фрукты очень полезны и к тому же вкусны.

  • Почему люди слушают музыку?

Музыка бывает разная: энергичная, спокойная, веселая, грустная. Ее настроение зависит от настроения человека, который ее выбирает. Когда нам плохо, мы слушаем спокойную музыку, тем самым успокаивая себя. А когда весело, музыка еще добавляет веселья. Бывает, что музыка вызывает слезы, но это слезы не горя, а счастья.

Музыка – это отражение нашего настроения. Она может способствовать выздоровлению, поднять настроение, она сопровождает нас в жизни.

  • Современный человек не может обойтись без компьютера. И это можно доказать.

Например, деловой человек хранит в компьютере нужную ему информацию, документы.

Школьник печатает на компьютере доклады, рефераты.

Обычный человек уже не ходит по библиотекам, а ищет то, что ему нужно, в Интернете.

Компьютер стал незаменимой для человека вещью, и этим все сказано.

  • Человек не может обойтись без книг. Книги – это источник знаний.

Из книг мы узнаем много нового и интересного о нашем мире, о его обитателях. Книги учат нас быть хорошими, добрыми и справедливыми. Они показывают, как нужно жить: помогать другим людям, уважать всех, не быть равнодушными.

Книга – это не только дорогая для человека вещь, но и друг. Поэтому к ней надо относиться бережно. Обращайтесь к книге – она всегда поможет!

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

  • Типы речи (не путать со стилями текста!)
  • Разговорный стиль: понятие, признаки, примеры разборов
  • Художественный стиль: понятие, черты и примеры
  • Публицистический стиль: черты и примеры
  • Научный стиль: понятие, признаки и примеры
  • Официально-деловой стиль: черты и примеры

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос — ответ на вопрос (тезис) — доказательство тезиса — выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название — «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… «

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать осмысление темы и отбор материала для ее раскрытия с системы вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, — более того, они вообще могут быть опущены, они выполнили свою роль. Но могут они и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления (оставленные в тексте, они как бы выявляют и демонстрируют ход мысли). При создании рассуждения-размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них. Для такого текста характерны те же языковые средства, что и для рассуждения как типа речи: Ср.:

«Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

Речеведческие понятия:

Антитезис – утверждение, противоположное тезису.

Аргумент– доказательство.

Аргументация – доказательство верности некоего тезиса.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.

Тезис – главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.

Экспозиция – часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения.

Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтал или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно это – открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!

Задание 2.

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросный план. Обозначьте границы композиционных частей текста (экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос –ответ – объяснение – выводы). Охарактеризуйте языковые средства, присущие рассуждению. Найдите в тексте причинно-следственные отношения между явлениями, о которых идет речь.

В ходе дальнейшего расследования оказалось, что рассуждения следователя были вполне правильными. Он смог правильно определить ход следствия лишь благодаря тому, что уяснил существенные признаки каждого из предполагаемых фактов. Итак:

1) погрузка такого большого количества сигарет потребовала бы не менее трех четвертей часа. Склад расположен на многолюдной улице. Преступление совершено между 17 часами 30 минутами и 18 часами 30 минутами. Поэтому должны существовать свидетели, которые в то время проходили мимо табачного склада и должны были заметить стоявшую перед складом автомашину;

2) неизвестные преступники предъявили удостоверение личности. Следовательно, удостоверение было выдано конкретному лицу. Можно предположить, что удостоверение личности преступник подделал, либо похитил, либо его кто-то потерял, и преступник этим воспользовался;

3) речь идёт об относительно большом количестве сигарет. Похитить его сразу очень трудно. Трудно реализовать такое большое количество сигарет. Если же хищение производилось постепенно, значит, преступник скрывал его изощренными способами. Ревизионные органы до этого не установили никакой недостачи на складе. Поэтому должны существовать следы этой преступной деятельности в бухгалтерских отчетах.

Сделав определенные выводы, следователь приступил к проверке своих версии, и вскоре преступление было раскрыто.

Задание 3.

Прочитайте стихотворение. Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения. Выучите стихотворение наизусть. Напишите сочинение-рассуждение «За что я люблю свой родной край».

«Нет, ты не думал, — дело молодое, —

Покуда не уехал на войну,

Какое это счастье дорогое –

Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,

Где есть деревья, что отец садил.

Где есть, быть может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни разу не ходил.

Хотя б и вовсе там бывал не часто,

Зато больней почувствовал потом,

Какое это горькое несчастье –

Вдруг потерять тот самый край и дом.

Где б ни был ты – в огне передних линий,

На Севере иль где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль здесь на Украине, —

Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю непобедимом,

У каждого своя родная сторона.

У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,

А Родина у всех одна!» ( А.Т.Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли.

Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, познав природу Создателя вселенной, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле – есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев).

1) Какие структурные части текста-рассуждения здесь имеются?

2) Подумайте и ответьте на вопросы: 1. О чем говорится в тексте? 2. Почему текст начинается с вопросов? 3. Почему многих людей волнует эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об улучшении природы людей называют автор? 5. Какая точка зрения представляется мыслителю самой разумной? 3) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? 4) Составьте к тексту вопросы проблемного характера. Ответьте на них.

Задание 6.

Напишите сочинение-рассуждение «Моя будущая профессия». Начните работу с осмыслением темы и подбора материала к основным (ключевым) вопросам: Что представляет собой моя будущая специальность? Какие характерные черты должны быть присущи человеку, имеющему такую профессию? В какое время мы живем? В ком из современников наиболее ярко отражены наиболее характерные черты человека моей профессии? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.

Используйте языковые средства, характерные для данного типа речи (см. таблицу в конце параграфа).

Задание 7.

Прочитайте текст. К какому типу монологической речи он принадлежит? Озаглавьте текст.

Счастье. Как им всем дать счастья? Как сделать Леночку счастливой? Неужели только стихия – кому как повезет в жизни? Встретит какого-нибудь прохвоста – и пропали труды, рухнули надежды… Нет, не может быть. Мы должны научить ее быть счастливой. Шутишь, брат. Этому учить нельзя. Можно. Нельзя совсем спасти от прохвоста, но уменьшить шансы. И научить, как выстоять. Что нужно?

Развивая любопытство. Тогда потянется к науке, творчеству. Это большое наслаждение — искать, мучиться. Научить работать и добиваться. Настойчивость. Тогда не упустит мечту. Будет усталость и радость отдыха. Еще искусство. Книги, театр, музыка… Еще общение. Есть умные, хорошие люди. Уметь найти. Беседы с ними – удовольствие. Не быть жадным к вещам.

И в самом деле, получается – можно научить. (По Н.Амосову).

Задание 8.

Составьте рассуждение на тему «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Основное содержание высказывания сформируйте по вопросам:

1) в чем причина, что многие любят все откладывать (недостаток чувства долга, легкомыслие, надежда на то, что можно успеть что-то «за один присест», жажда удовольствий, нежелание работать, отсутствие воли)?

2) что вытекает, что следует из тех причин, которые указаны нами ниже (кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно утеряно; отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как; настроение портится; теряется доверие преподавателей, сокурсников, начальства: они обнаруживают вашу слабость)?

Текст и его основные признаки

Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Классический вид умозаключения представляет собой следующие логические операции:

Все гориллы – приматы.
Все приматы – позвоночные.
_______________________________
Все гориллы – позвоночные.

В риторике речь-рассуждение получила название «хрия». Структура классической (строгой) хрии состоит из восьми последовательных частей:

  1. Приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии».
  2. Парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение».
  3. Причина, достаточная для доказательства тезиса. Причин может указываться несколько.
  4. Противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то…).
  5. Подобие, которым изъясняется и подтверждается тема.
  6. Пример.
  7. Свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет.
  8. Заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняться последовательность частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.

Примером почти строгой хрии (с пропуском примера и свидетельства) может служить одна из «Тускуланских бесед» Цицерона на тему: «Не стоит бояться смерти (Сократ)».

Некогда Сократ, обвинённый в смертном преступлении, и от защитника отказался, и перед судьями не угодничал, а держался вольного упорства (порождённого высокостью души, а отнюдь не гордынею!) …Наконец, уже почти со смертоносной чашею в руке, разговаривал он так, словно ему угрожала не бездна смерти, а восхождение в небеса .
Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел .
Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие люди находят возвратный путь туда, откуда пришли .
При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти – благо, умирают с наслаждением и песнею, – так пристало умирать всем, кто добр и учён .
В этом не приходится сомневаться – лишь бы не случилось с нами в наших рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость наблюдения .
Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов .

Рассуждение (хрия) – один из приёмов риторики. Но этот тип речи встречается не только там. Тексты-рассуждения можно обнаружить во всех функциональных стилях, причём они весьма разнообразны по конкретным проявлениям. Так, разновидностями рассуждений являются всякого рода определения, в которых определяемое понятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, и указывается на характерные признаки, отличающие данное понятие от других, принадлежащих к этому же роду (видовые отличия):

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций , с помощью которых усиливается выразительность речи, усиливается её воздействие на адресата .

Определение раскрывается, развивается в объяснении. И нередко определение сопровождается объяснением. Продемонстрируем это на примере объяснения термина «риторический вопрос», следующего за его определением:

Риторический вопрос есть риторическая фигура выделения смысловых центров речи . Риторический вопрос в строгом смысле слова должен содержать в себе утверждение или отрицание и не требовать от адресата ответа, а, точнее, подразумевать однозначный ответ, подсказывать его слушателю .

Безусловно, основная сфера использования текстов-рассуждений – научный стиль (например, теорема и её доказательство). И это вполне естественно, поскольку именно там приходится чаще всего доказывать, развивать, утверждать или опровергать какую-либо мысль.

Но весьма распространены рассуждения и в художественной речи, например, в философской, психологической прозе. Достаточно вспомнить знаменитые философские размышления Л.Н. Толстого о причинах исторического развития в эпопее «Война и мир»:

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждый отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, всё равно, понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это свершилось, потому что должно было свершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твёрдо и планеты движутся вокруг неё, и теми, которые говорили, что они не знают, на чём держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и её, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости земли.

Рассуждение может быть развёрнутым – с использованием большого количества доводов, риторических приёмов сопоставления, противопоставления и т.д. (как приведённый выше отрывок из эпопеи Л.Н. Толстого), а может быть кратким, лаконичным. Но в любом случае текст-рассуждение должен содержать разъяснение, доказательство или опровержение какой-либо мысли с помощью определённой системы доказательств.

Упражнения к теме «7.6. Тексты-рассуждения и их виды»

Я ИДУ НА УРОК

7-й класс

Апробация технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты «Русский язык» за публикации о технологии РКМЧП. Публикации2 С.В. Столбуновой и Е.Е. Вишняковой в газете «Русский язык» помогли мне разобраться в технологии РКМЧП. Я попыталась вникнуть в суть технологии по вашим публикациям и рекомендуемым вами книгам, хотя сертифицирующий тренер технологии Е.Е.Вишнякова1, конечно, не без основания считает, что «обучение технологии по книге, какой бы хорошей она ни была, недостаточно».

Технология РКМЧП во многом согласуется с опытом моей работы (а побывать на семинарах, к сожалению, нереально). Хочется поделится некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации технологии, а также представить конспект урока-письма в 7-м классе в жанре рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».

Известно, что Дэвид Клустер3 считает: во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер; во-вторых, по этой технологии любая информация является «отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих, работа начинается «с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решать; в-четвертых, критически мыслящий стремится «к убедительной аргументации»; в-пятых, критическое мышление «социально».

Но в статье Д.Клустера есть одно утверждение, с которым я, как и И.Низовская4, не могу согласиться. Он уверен, что творческое и критическое мышление не связаны. Но ведь речь не идет о гениальных творениях. Л.С. Выготский, как мне кажется, был прав: «…в каждодневной жизни творчество – необходимое условие существования, и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Однако далеко не однозначно все это и по отношению к вершинным творениям. Вспомним, например, о работе А.С.Пушкина над стихотворением «Анчар». Вся рукопись испещрена исправлениями. Муки творчества и критического мышления?!

А сколько черновиков, вариантов одного произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей? Как мне представляется, между критическим и творческим мышлением существует тесная связь. Эти виды мышления настолько органично связаны друг с другом, что одно может вызывать другое.

Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим мышлением.

Соглашусь с Д.Клустером в том, что все необходимые стороны критического мышления лучше всего проявляются в письменной работе. «На письме процесс мышления становится видимым. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Для школьников ценно, что к работе их относятся с… уважением, что они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, родителями. Я глубоко убежден, что письмо – наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению»5.

Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие письмом, состоялись: у них нет проблем с адаптацией, они всегда имеют свое мнение и убедительно аргументируют его, они выбирают профессию по душе.

Чтобы побуждать желание писать творческие работы, у нас в школе в кабинете литературы есть специальные стенды, на которых авторы лучших этюдов, эссе, исследований помещают свои публикации.

Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м классе. Классное сочинение-рассуждение-размышление публицистического стиля «»Хочу” и «надо”» по учебнику М.М. Разумовской6 § 34, упр. 455.

Технологическая карта

I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
А. Мозговой штурм.
Б. Инвентаризация, или погружение
Составление чернового текста. Правка. Издание (публикация).

I. Стадия вызова.

А. Мозговой штурм.

Чем отличается рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения? Вспомните кластер, воспроизведите его.

Б. Инвентаризация, или погружение.

Теперь читаем задание к упр. 455:

Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете? Сохраните публицистический стиль речи.

Хочу и надо

Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова. С самого утра возникает противоречие: вставать или еще немного полежать?

После работы по учебнику учитель стремится создать благоприятную обстановку, которая располагает к творческой работе.

Учитель. Вспомните, когда и как сталкивались в вашей душе хочу и надо. Что вы при этом испытывали? Что побеждало?

Для этого можете выбрать любой уголок класса, любую парту. Если вам хочется с кем-то посоветоваться, поделиться своими мыслями, пожалуйста, сделайте это.

II. Стадия осмысления

Составление чернового текста и правка.

Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись или совпали ваши хочу и надо, что происходило в вашей душе, в ваших мыслях.

Старайтесь писать без остановок, не исправляйте написанное, не подбирайте слова. То есть не делайте правку, пишите по теме, что думаете и чувствуете. Если произойдет остановка и дальше «не пишется», попробуйте сначала сочинить синквейн.

Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.

Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.

Учитель. Помните, когда пишете, вы рассказываете о себе. Посмотрите на себя через написанное вами, представьте: это – зеркало. Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя увидели.

Правка – это работа над ошибками по содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача – улучшить текст, его связность, стиль. На этом этапе не обязательно обращать внимание на орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это вам поможет.

Учитель. Если вы хотите проводить правку в парах, пожалуйста, можете объединиться.

Вопросы работающим в парах:

1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а) вопросно-ответную форму?

2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь мой текст?

3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?

4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть, добавить оценку своей позиции, больше обобщить?

Таблица-редактор висит на доске, учащиеся знакомы с условными обозначениями.

Таблица

Стилистические ошибки Условные знаки
1. Повторы

2. Многословие, лишнее

3. Фактические ошибки

4. Логические ошибки, непоследовательность

5. Абзац

6. Пропуск нужного слова

7. Словесные штампы

8. Неудачный порядок слов

9. Неправильное употребление местоимения

10. Расширить, развернуть, словесная недостаточность

11. Нарушение границ предложения

12. Неудачное слово, выражение

П

Ф

Л

Ш

1, 2, 3

М

Гр.

В

Учитель. Внимательно прочитайте еще раз про себя, что написали, исправьте орфографические, пунктуационные ошибки. Ученики пишут сочинение.

III. Стадия рефлексии.

Приведем примеры трех работ на одну тему «»Хочу” и «надо”».

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу».

Б.Н.

Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро». Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер?! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая игра! «Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка». Хотеть не вредно!!! Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо». Так и должно быть!

С.В.

Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду».

Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь».

З.Э.

Какова форма презентации творческой работы?

Устная и письменная форма. Первая: ученик читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле». Остальным предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось, что их заинтересовало»7.

Пример презентации в письменной форме: десятиклассниками после проведения большой исследовательской работы о творчестве художника Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с этюдами, которые иллюстрировались подлинниками гравюр художника. Книгу назвали «Страна Синилова».

Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в написании такого жанра, как эссе, можно начинать и с ярких образцов. Почему бы не взять великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова «Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?

Анализ образцовых текстов предлагается сделать дома и для этого использовать двучастные дневники. Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Страницу надо разделить на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст-образец (его фрагменты), в правом – комментарии ученика. Приведем пример из ученического дневника.

Фрагмент текста
М.Ю. Лермонтов. «Тучи».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Автор очень ярко выражает свое настроение-сомнение. Он четко выстраивает альтернативные вопросы с помощью ли и или. Целых пять вопросов, даже внутри предложения
Нет, вам наскучили нивы бесплодные,
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, Вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
После альтернативных вопросов дается отрицательный ответ. Принимается совсем другое решение проблемы. Тучи бездушны, им все равно. А Лермонтов другой, он любит родину.

1 Е.Е. Вишнякова. Не только о технологии РКМЧП / М.: Русский язык, 2004, № 15. С. 10.

2 С.В. Столбунова. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003, № 27–28. С. 2–4.

3 Д.Клустер. Что такое критическое мышление? М.: Русский язык, 2002, № 29. С. 3.

4 И.Низовская. За и против. Критическое мышление – это… М.: Библиотека в школе, 2003, № 16. С. 3–4.

5 Клустер Д. Что такое критическое мышление? М.: «Русский язык», 2002, № 29.

6 Разумовская М.М. М.: Дрофа, 2002, § 34, упр. 455.

7 Лекция 3: Технология развития критического мышления через чтение и письмо. М.: Русский язык, 2005, № 19. С. 13.

Т.Н. ВАСИЛЬЕВА,
г. Камышин,
Волгоградская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *