Теории происхождения общества

Теории происхождения общества – это системы научного знания, объясняющие генезис общества. В науке выдвигалось множество гипотез о происхождении человеческого общества, в том числе весьма дискуссионных. В «стихийной» социологии можно выделить три гипотезы происхождения общества: 1) естествен­ную: «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сооб­щество производителей, 2) божественную: «Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон, 3) космическую: «инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях. Однако ни одна из этих гипотез не отвечает на вопрос о «технических дета­лях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

Среди современных научных теорий происхождения общества можно выделить инст­рументальную, сексуальную, кратическую, гендерную и семанти­ческую.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес­кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения разнообразных потреб­ностей. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повышая эффективность труда с помощью орудий, люди пришли к закреплению системы разделения труда, к увеличению экономических различий. Возникла и стала развиваться социальная орга­низация.

Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека (внесезонный характер размножения). Это приводит к спонтанному, неконтролируемому развитию естествен­ного воспроизводства, опасному для выживания сообщества. Уста­новление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вме­сте с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщины обладают биологической монополией на воспроизводство рода, мужчины создают искусственный противовес женской монополии вос­производства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феми­низма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют особые правила общежития.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно, что позволяет некоторым занять позицию лидера, контролирующего важные ресурсы общины. Постепенно лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди ос­тальных членов общины. В основе социальной организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства.

Семантическая концепция строится на развитии ком­муникативных средств внутри человеческого сообщества. Посколь­ку любое групповое взаимодействие связано с координацией уси­лий, дифференциацией и комбинированием функций, такая слож­но организованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разраба­тывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах тол­кования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается различие социологического и философского подходов к определению общества?

2. Каковы основные признаки общества по Р. Маршу и Э. Шилзу?

3. Каковы системные признаки общества?

4. Какие подсистемы является составляющими элементами общества? Каково их содержание?

5. В чем состоит специфика концептуальной модели общества К. Маркса?

6. Что такое типология обществ? Какие критерии могут быть положены в основу классификации обществ?

7. Какие основные типологии обществ разработаны в социологии? Дайте примеры.

8. Как различаются между собой доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества?

9. Что такое социальный прогресс и регресс? Каковы основные виды социального прогресса?

10. В чем состоит сущность гипотез «стихийной» социологии и научных социологических теорий о происхождении общества?

Теории происхождения общества – это системы научного знания, объясняющие генезис общества. В науке выдвигалось множество гипотез о происхождении человеческого общества, в том числе весьма дискуссионных. В «стихийной» социологии можно выделить три гипотезы происхождения общества: 1) естествен­ную: «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сооб­щество производителей, 2) божественную: «Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон, 3) космическую: «инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях. Однако ни одна из этих гипотез не отвечает на вопрос о «технических дета­лях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

Среди современных научных теорий происхождения общества можно выделить инст­рументальную, сексуальную, кратическую, гендерную и семанти­ческую.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес­кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения разнообразных потреб­ностей. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повышая эффективность труда с помощью орудий, люди пришли к закреплению системы разделения труда, к увеличению экономических различий. Возникла и стала развиваться социальная орга­низация.

Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристикахчеловека (внесезонный характер размножения). Это приводит к спонтанному, неконтролируемому развитию естествен­ного воспроизводства, опасному для выживания сообщества. Уста­новление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вме­сте с ними и другие отношения членов общины.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщины обладают биологической монополией на воспроизводство рода, мужчины создают искусственный противовес женской монополии вос­производства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феми­низма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют особые правила общежития.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно, что позволяет некоторым занять позицию лидера, контролирующего важные ресурсы общины. Постепенно лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди ос­тальных членов общины. В основе социальной организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства.

Семантическая концепция строится на развитии ком­муникативных средств внутри человеческого сообщества. Посколь­ку любое групповое взаимодействие связано с координацией уси­лий, дифференциацией и комбинированием функций, такая слож­но организованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разраба­тывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах тол­кования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Гражданское общество — такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

· 1. Индивид независим от государства,

· 2. Наличие частной собственности,

· 3. Многоукладная экономика,

· 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

· 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

· 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

· 7. Самоуправляемость общества,

· 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

· 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

· 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Общество и его структура.

Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

Общество (в узком понимании) — это самодостаточная социальная группа людей, обладающая способностью человеческого коллектива к самодеятельности.

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.

Структура общества

Самые большие группы людей (по отношению к управлению и власти): государство и гражданское общество.

Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения.

Государство — это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом в интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей — государственного аппарата.

Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства.

Социальные классы:

1) эксплуататорский класс крупных и средних собственников (владельцев) действующих факторов производства;

2) эксплуатируемый ими класс работников, лишенных целиком или в значительной мере собственности на средства производства;

3) класс мелких собственников средств производства, которые не эксплуатируют чужой труд и сами не подвергаются частнособственнической эксплуатации, однако не избавлены от налоговой, ростовщической и торговой эксплуатации, лишающей их большей части или даже всего произведенного ими прибавочного продукта. Первые два являются антагонистическими, а третий — промежуточным между ними. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а в добуржуазных обществах — сословий (или каст).

Таким образом, с понятием «класс» связано обозначение социально- политического неравенства в обществе.

Большие социальные структуры по исходным типам человеческих отношений:

1. Базис общества: производственные отношения и взаимосвязанные с ними производительные силы.

2. Надстройка: политико-юридические отношения, политические идеи и теории, право, политические организации и учреждения.

Базис и надстройка взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга. Однако, не смотря на большую относительную самостоятельность надстройки, в конечном итоге, по отношению к ней экономическая структура является основополагающей, первичной. Роль базиса и надстройки как элементов общественной формации раскрыл К. Маркс.

Производительные силы и производственные отношения:

Их единство образует тот или иной исторический общественный способ производства.

Производительные силы — это те вещественные и духовные факторы, благодаря которым осуществляется процесс производства. Они делятся на производительные силы людей (навыки, квалификация, организация, информация, воля и др.), производительные силы природы, освоенные людьми (средства производства), подразделяющиеся на орудия труда и предметы труда. Особое место в производительных силах занимает наука, которая интегрирует первый и второй элемент в единое целое.

Производственные отношения — это отношения возникающие между людьми в процессе производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Сферы жизнедеятельности общества:

Экономическая сфера — «вбирает в себя» отношения и деятельность по поводу производства, присвоения, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Социальная сфера — это сфера где социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизни общества.

Политическая сфера — это сфера деятельности людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти в интересах определенных классов и социальных сил. Ядром политической системы общества является государство.

Духовная сфера — это сфера духовного производства, функционирования социальных институтов, создающих, накапливающих и передающих знания, ценности и проекты.

Существует несколько «стихийных» теорий происхождения общества:

1.Естественная («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей);

2.Божественная («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон);

3.Космическая («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

В то же время сложился ряд научных теорий.

1. Инструментальная концепция (техника). Ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий труда для удовлетворения потребностей.

2. Сексуальная концепция (семья). Базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания.

3. Кратическая концепция (власть). Элита, получая желаемое, использует власть, что бы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины.

4. Гендерная концепция (неравенство). Основана на анализе распределения социальных ролей между полами.

5. Семантическая концепция (язык). Строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потрясающе уязвимы в физическом и в психическом смысле. В связи с биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению. С развитием общения, с использованием языка, всё активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации. В результате возникает система упорядоченных (договорённых) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Основные типы обществ.

А. По уровню сложности. (Это наиболее распространённое деление общества)

Общество
Простое  Кровно-родственные связи  Родоплеменная организация общества  Нет имущественного расслоения в обществе  Нет классов и государств Сложное  Широкие и разнообразные связи между людьми  Социальное расслоение (классы, слои, имущие – неимущие, управляющие – управляемые  Многоуровневое управление обществом через государство
Возникло 50-40 тыс. лет назад Возникло 10-6 тыс. лет назад

Б. По наличию письменности: различают дописьменные и письменные общества.

В. По социально-экономическим признакам:

— формационный подход – сложился в марксизме

-теория трёх стадийсовременных западных социологов(цивилизационный подход).

Система общественно-экономических формаций (формационный подход) классифицируется на основе форм собственности на средства производства и классовой структуре общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, типов обществ.

Собственность на средства производства Общественно-экономическая формация Основные классы
Общая Коммунистическая: Коммунизм Социализм Без классов Рабочие и крестьяне
Частная Капиталистическая Капиталисты и рабочие
Частная Феодальная Феодалы и крестьяне
Частная Рабовладельческая Рабовладельцы и рабы
Общая Певыбытнообщинная Без классов

Теория трёх стадий (цивилизационный подход)- выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл, Уолт Ростоу, француз Раймон Арон, и др.Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества:

 доиндустриальное, или аграрное, традиционное, преимущественно с добывающей экономикой

 индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности)

 постиндустриальное в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии

Отличительные признаки Стадии общественного развития
Доиндустриаль-ное Индустриальное Постиндустриальное
Период возникновения 6 тыс. лет назад 250 лет назад Последняя четверть XX в.
Ключевая сфера экономики Сельское хозяйство промышленность сфера услуг (прежде всего наука и образование)
Организационно-технические характеристи-ки экономики Малопроизводи-тельное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии
Основы развития традиции Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют Церковь и армия Промышленно-финансовые корпорации Университеты как центры научных знаний
Ведущие социальные группы Священники и феодалы бизнесмены Научно-технические специалисты

Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества – процент научных и технических работников на общий объём рабочей силы, а так же объём затрат на научно-исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное – умением вырабатывать и передавать информацию. Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации.

Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

4. Основные пути развития общества.

Испокон веков люди искренне верят в эволюцию и прогресс человечества. Однако, войны, политическая нестабильность и эконом. кризисы мешают развитию истории человечества. Считается, что толчок к социальным переменам исходит из материальной культуры. Социальная жизнь в некоторых сегментах общества имеет разные темпы и в результате может привести к общественным беспорядкам. Социальный прогресс протекает в разных формах и имеет различные критерии.

Социальный прогресс (СП)– глобальный всемирный исторический процесс, восхождения человечества от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации.

Критерием(мерилом)СПявляется освобождение человечества, т.е. избавление его от материальных тягот, создание ему достойных условий жизни, предоставление и гарантия прав и свобод.

Но перманентного (непрерывного) СП у человечества не было.

Отступление от завоеванных позиций – есть регресс.

Формы социального прогресса:

1. Постепенный (эволюционный, реформистский)

2. Скачкообразный (революционный)

Эволюцияпредполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий.

Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.

эволюция

Основные формы развития общества

революция

постепенные и плавные относительно быстрые и

изменения в общественной глубокие качественные

жизни, происходящие изменения, коренной

естественным образом переворот в жизни

реформы

комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменение, переустройство тех или иных сторон общественной жизни

Рис. Эволюция, революция и реформа в развитии общества.

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы.

Реформа – это комплекс различных мероприятий тех или иных сторон общественной жизни. Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер.

Модернизация – усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям. Термин описывает переход общества от доиндустриального к индустриальному

Виды модернизации:

-органическая(«сами пришли»), т.е. общество само пришло к индустриальному обществу. Изменения подготовлены объективным ходом развития и начинаются с изменений в культуре, изменяется сознание.

— неорганическая(«осовременивание вдогонку»), т.е. навязывается сверху, проводится правительством с целью преодоления исторической отсталости, чтобы не допустить зависимости от развитых стран. Начинается с преобразования в экономике, политике, а общественное сознание еще не подготовлено к ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *