Тест на педагогические способности

Тест по теме: Тест «Педагогические способности»

Психологические тесты

Методика «Педагогические ситуации»

Эта методика позволяет судить о педагогических способнос тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуа ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж на быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите лями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя зательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (про гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол жен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та кое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и препода ваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учи теля?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо чешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го ворит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным челове ком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол жен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по думать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи теля?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

8.
Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагоги ческие ситуации, а справа сверху также по порядку их следова ния представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В са мой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различ ные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ к методике «Педагогические ситуации»

Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педа гогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

—.

. —

Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и со ответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы оп ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) счита ются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в ин тервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности счи таются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказа лась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности ис пытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения Самооценка эмпатических способностей

Педагогическая диагностика в системе методической работы…………………………….. 2

Методы диагностики……………………………………………………………………………….. 2

Анкета «Каков ваш творческий потенциал»……………………………………………………. 3

Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов»……………. 5

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности………………………………………………………………………………………… 5

Опросник «Эмоциональное возгорание»………………………………………………………. 8

Методика выявления уровня педагогического мастерства…………………………………. 9

Анкета на наличие потребностей в изучении своей профессиональной деятельности и отношения к инновациям………………………………………………………………………….. 10

Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии……………………………………………………………………….. 10

Диагностика личностных качеств учителя………………………………………………………12

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения……………………….. 14

Самооценка эмпатических способностей……………………………………………………….16

Тест «Самоконтроль в общении»…………………………………………………………………17

Психологический портрет учителя………………………………………………………………. 18

Оценка удовлетворённости профессией учителя…………………………………………….. 23

Мотивация успеха и боязнь неудачи……………………………………………………………. 26

Анкета на наличие чувства юмора………………………………………………………………. 27

Тест «Мотивация успеха»………………………………………………………………………… 28

Анкета для выявления характера взаимоотношений в педагогическом коллективе…… 29

Карта образовательных запросов педагогов………………………………………………….. 29

Методика изучения качественных эмоциональных характеристик………………………… 30

Умеете ли вы контролировать себя?………………………………………………………………………….32

Тест «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе……… 32

Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей………………………………………………………… 36

Диагностика дидактико-методических умений учителя………………………………………38

Карта «Затруднения педагога»……………………………………………………………………39

Анкета для учителей по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков…………………………………………..41

Анкета «Какой вы педагог»…………………………………………………………………………41

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка

Практика показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.

Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов. Назначение его – дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Диагностировать надо все компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.).

Исследования показывают, что педагоги-мастера отличают такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями, стремление к овладению новыми методами диагностики и самодиагностики, способность к адекватной самооценке.

Изучение деятельности и личности педагога – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Методическая работа призвана помочь педагогу добиться высоких результатов в обучении детей. Выполнить эту задачу можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого педагога. Диагностический подход позволяет:

– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;

– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;

– наметить программу роста педагогического мастерства каждого педагога путем совершенствования учебно-воспитательной работы всего коллектива;

– учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости в создании микрогрупп и школ передового опыта;

– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой воспитателей, с повышением их общего культурного кругозора;

– обеспечить оптимальное планирование методической работы в детском саду, которое является функцией и составным элементом общей системы образовательного управления;

– систематизировать всю работу школьных учреждений.

Таким образом, диагностирование переворачивает управленческую пирамиду и во главу угла ставит личность педагога, его профессиональные запросы, потребности.

С целью их изучения и оказания помощи школьным учреждениям можно использовать различные диагностические методики

Технология диагностирования в системе методической работы

1. Определение целей и задач педагогического диагностирования в системе внутри (до)школьной методической работы.

2. Планирование предстоящего диагностирования.

3. Выбор оптимальных диагностических средств (критериев, уровней, методов)

4. Сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с оптимальным).

5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, ее анализ.

6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство, на основе анализа достоверной информации.

7. Прогнозирование перспектив дальнейшего методического педагога.

8. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

9. Практическое использование результатов педагогического диагноза в организации внутри (до)школьной методической работы.

10. Осуществление коррекции по управлению методическим процессом с целью профессионального развития педагогов.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Основы
классификации

Методы

По степени «вмешательства» в поведение воспитателей:

1. Наблюдение

Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики
человека через изучение его поведения

Пассивные

2. Анкетирование

Метод социально-психологического исследования с помощью анкет

3. Тестирование

Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные воп-
росы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий

4. Интервьюирование

5. Сбор косвенных данных о воспитателе

6. Анализ документации

Метод получения информации с помощью устного опроса.

Отзывы о воспитателе со стороны детей,
родителей, коллег.

Анализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др.

Активные

1. Диагностический эксперимент

2. Создание ситуаций (например, ситуаций методического развития воспитателя):

Естественный эксперимент с постановкой диагностической дели

а) «выбора приоритетов»;

В ходе проигрывания ситуации нос-питатель сопоставляет варианты решении, останавливается на главном

б) «профессионального диалога»;

Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон

в) «отказа от

стереотипов»

Поиск творческих вариантов, неординарных выходов

3. АКС (анализ конкретных ситуаций)

Поиск оптимальных вариантов путем коллективной мыследеятельности

Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорошо;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаю, что смогу;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;

в) да, но только если мне это нравится.

8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, хочу научиться только самому необходимому;

в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;

в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. Профессию следует выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запомню только то, что меня интересует.

13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, по не совсем правильно.

14. В свободное время Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) более-менее доволен (а);

в) не все удалось сделать.

16. Когда Вы одни (одна):

а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;

в) иногда люблю помечтать, о вещах, которые связаны с моей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем нахожусь;

б) могу делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):

в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.

вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;

вопросы 9 и 15 – постоянство;

вопрос 10 – амбициозность;

вопрос 12 и 13 – слуховую память;

вопрос 11 – зрительную память;

вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);

вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;

вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.

От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.

АНКЕТА

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

1. Ф. И. О.

2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения.

3. Не основные профессиональные знания и умения.

4. Дополнительные интересы (хобби).

5. Что мешает Вам работать (основные профессиональные проблемы).

6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа – в чем Вы испытываете затруднения.

7. Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10-балльной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов – очень хорошо, 1 балл – очень плохо.)

8. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием и чего Вам удалось достигнуть.

9. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в преподавании своего предмета во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности, в общественно-педагогической деятельности.

10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам профессиональную помощь, и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь.

11. Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одному уроку (в среднем).

12. Последнее время вы работаете над:

– составлением новой программы;

– разработкой новой методики;

– написанием статьи, учебного пособия, сценарием;

– разработкой средств наглядности;

– допишите недостающее.

13. Уроки кого из коллег Вы хотели бы посещать.

14. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться (на выезде).

15. Каких знаний Вам не хватает.

16. Какие темы в рамках школьного научно-методического семинара Вы предложили бы к обсуждению.

17. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися.

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)

Online Test Pad

В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).
Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультурное влияние, физическое окружение и т.д.
Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.

Фоминых Мария Вячеславовна, кандидат педагогических наук. доцент кафедры германской филологии ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Свердловская областьFominykh.maria12@yandex.ru

Нами был разработан диагностический инструментарий, состоящий из 32 методик, определяющий реальный уровень развития педагогических способностей студентов.

Предлагаемый нами комплекс психодиагностик отражает принципиально новый подход к профессиональной подготовке кадров и дает целый ряд преимуществ, так как позволяет:

1) сделать процесс развития педагогических способностей у студентов целенаправленным и, следовательно, гуманным, поскольку диагностики дают возможность учитывать индивидуальные особенности студентов в учебном процессе;

2) эффективно формировать ценностную мотивацию овладевания педагогическим мастерством у студентов;

3) установить отношения сотрудничества и взаимопонимания студентов и преподавателя, что положительно влияет на учебный процесс;

4) расширить и осуществить круг образовательных и воспитательных задач предмета, направленных на изучение своей личности, целенаправленный отбор педагогических технологий в соответствии со своими возможностями, прогнозирование своей педагогической деятельности с анализом возможных трудностей и сильных моментов и др.;

5) развить природные предпосылки индивидуального педагогического стиля будущего педагога профессионального образования и тем самым способствовать их более эффективному овладению педагогическим профессионализмом;

6) объективно определить студентов с невыраженными (неразвитыми) педагогическими способностями и осуществить соответствующую корректировочную работу.

Эти преимущества созданного нами комплекса психодиагностик дают нам возможность утверждать, что он должен стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки как будущих педагогов профессионального образования, так и работающих преподавателей в системе повышения квалификации. В разработанный нами комплекс психодиагностических методик вошли методики Р.С.Немова, И.В.Макаровской, Н.А.Аминова, Н.И.Шелиховой, В.Смекала и М.Кучера, В.Н.Кунициной, С.В.Пазухиной, Г.Г.Гореловой, С.Г.Косарецкого, В.В.Бойко, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова, И.П.Фетискина, а также 16 разработанных нами контрольно-оценочных тестов.

В данной статье приводятся примеры собственно разработанных диагностик из комплекса:

ДИАГНОСТИКА 1.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. (Методика самоконтроля).

Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Я люблю учиться.

2.Я много читаю.

3.В школе у меня были хорошие отметки.

4.Мне нравятся документальные фильмы.

5. На отдыхе я всегда покупаю экскурсии.

6. Мне нравится общаться с новыми для меня людьми.

7. Я люблю узнавать что-то новое.

8. Я всегда в курсе всех новостей.

9. Я читаю научно-методические книги по интересующей меня проблеме

10. Я обрадуюсь, если мне на день рождения подарят книгу или познавательный фильм.

11. Если я что-то не понимаю, я переспрашиваю.

12. Людям нравится со мной общаться.

13. Я всегда могу рассказать что-то интересное.

14. Мне нравится разгадывать кроссворды.

15. Мне не сложно учиться.

16. В детстве я посещал много кружков, в школе ходил на факультативы.

17. Я умею играть на музыкальном инструменте.

18. Преподаватели вызывают у меня огромное уважение.

19. Я бы хотел учиться дальше.

20. На меня можно положиться.

Подсчитайте количество баллов: 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 2 балла.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития познавательных способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития познавательных способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития познавательных способностей.

ДИАГНОСТИКА 2.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

(Методика самоконтроля).

Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Я люблю работать с группой.

  1. У меня много друзей и знакомых.
  2. Я часто даю советы друзьям и близким.
  3. Я люблю организовывать различные мероприятия.
  4. Мой день всегда тщательно спланирован.
  5. Я люблю помогать людям.
  6. На меня всегда можно положиться.
  7. Я очень пунктуален и не люблю, когда другие опаздывают.
  8. Мне всегда на всё хватает времени.
  9. Я не люблю, когда что-то идёт не так.
  10. Я люблю организовывать праздники и поездки.
  11. Я люблю активный отдых.
  12. Я могу помочь другим организовать что-то.
  13. В группе я обычно распределяю обязанности.
  14. Я всегда знаю, что от меня требуется.
  15. Мне легко общаться с незнакомыми людьми.
  16. Я – староста группы (помощник старосты; был старостой в школе, институте, колледже).
  17. Я считаю себя ответственным, надежным и собранным.
  18. Я люблю быть за что-то в ответе.
  19. Меня считают очень ответственным человеком.

Подсчитайте количество баллов: 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 2 балла.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития организаторских способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития организаторских способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития организаторских способностей.

ДИАГНОСТИКА 3.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

(Методика самоконтроля).

Ответьте на 20 вопросов. Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Мне нравится заниматься общественной деятельностью.

  1. Мне легко ориентироваться в критических ситуациях.
  2. Мне часто удаётся убеждать своих друзей.
  3. Мне трудно отказаться от своих намерений, когда возникают трудности.
  4. Мне нравится организовывать разные игры, развлечения.
  5. Я редко откладываю дела, которые можно сделать сегодня.
  6. Я стремлюсь, чтобы друзья соглашались с моей точкой зрения.
  7. У меня не возникает конфликтов с товарищами из-за невыполнения моих обещаний.
  8. Я часто в важных решениях беру инициативу на себя.
  9. Я хорошо ориентируюсь в незнакомых ситуациях.
  10. Я раздражаюсь, когда не удаётся завершить дело.
  11. Я не утомляюсь от постоянного общения с друзьями.
  12. Я часто оказываюсь в центре внимания.
  13. Я чувствую себя уверенно среди большого количества людей.
  14. Я редко опаздываю на деловые встречи.
  15. Я охотно берусь за организацию разных мероприятий.
  16. Я отстаиваю свою точку зрения, если она не была сразу воспринята общественностью.
  17. Я часто беру участие в общественной работе коллектива.
  18. Я часто защищаю свою точку зрения.
  19. Я часто проявляю инициативу при решении важных вопросов.

Подсчитайте количество баллов:

1 – 3 балла; 2 – 1 балла; 3 – 2 балл.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития организаторских способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития организаторских способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития организаторских способностей.

ДИАГНОСТИКА 4.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. (Методика самоконтроля).

Ответьте на 20 вопросов. Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Я часто организую детские мероприятия.

  1. Я умело организую детские мероприятия.
  2. Я являюсь классным руководителем.
  3. Дети довольны внеклассными мероприятиями, которые я провожу.
  4. Я не утомляюсь от постоянного общения с детьми.
  5. Я никогда не опаздываю на уроки.
  6. Я часто оказываюсь в центре детского внимания.
  7. Я часто проявляю инициативу при организации детских праздников.
  8. Я считаю, что внеклассная работа с детьми необходима.
  9. Я стараюсь найти компромиссное решение при споре с ребёнком.
  10. Я пользуюсь авторитетом у детей.
  11. Я всегда справедлива к детям.
  12. Дети всегда обращаются ко мне за помощью.
  13. Я охотно общаюсь с незнакомыми детьми.
  14. Я ответственный человек.
  15. Дети считают меня справедливой.
  16. Я раздражаюсь, когда какие-либо мероприятия плохо организованы.
  17. Мероприятия, которые я провожу, всегда тщательно организованы.
  18. На мои замечания дети реагируют адекватно.
  19. Я всегда чётко планирую свой день.

Подсчитайте количество баллов:

1 – 3 балла; 2 – 1 балла; 3 – 2 балл.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития организаторских педагогических способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития организаторских педагогических способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития организаторских педагогических способностей.

ДИАГНОСТИКА 5.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

(Методика самоконтроля).

Ответьте на 20 вопросов. Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Мне нравиться изучать людей и знакомится с ними.

  1. Меня не долго беспокоит чувство обиды на кого-нибудь.
  2. У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь.
  3. Мне приятнее проводить время в компании, чем в одиночестве.
  4. Я легко общаюсь с людьми, которые намного старше по возрасту.
  5. Я легко привыкаю к новой компании.
  6. Я легко налаживаю контакты с незнакомыми людьми.
  7. Я легко приспосабливаюсь к новому коллективу.
  8. Я стремлюсь при случае познакомиться с новыми людьми.
  9. Меня не раздражают люди. Не люблю быть наедине.
  10. Мне нравится постоянно находиться среди людей.
  11. Я легко проявляю инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком.
  12. Я люблю принимать участие в коллективных играх.
  13. Я чувствую себя уверенно среди незнакомых людей.
  14. Я легко могу развеселить малознакомую группу.
  15. Я не стремлюсь ограничить круг знакомых.
  16. У меня много друзей.
  17. Я чувствую себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив.
  18. Я не чувствую неудобства при общении с малознакомыми людьми.
  19. Я чувствую себя уверенно, когда выступаю перед большим количеством людей.

Подсчитайте количество баллов:

1 – 3 балла; 2 – 1 балла; 3 – 2 балл.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития коммуникативных способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития коммуникативных способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития коммуникативных способностей.

ДИАГНОСТИКА 6.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

(Методика самоконтроля).

Ответьте на 20 вопросов. Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Я легко налаживаю контакты с детьми.

  1. Я умею понимать эмоциональное состояние ребенка.
  2. Я люблю общаться с детьми.
  3. Я чувствую себя уверенно, когда веду урок в классе.
  4. Я люблю организовывать детские мероприятия.
  5. Я могу оказать психологическую помощь ребёнку.
  6. При общении с детьми я всегда занимаю адекватную ролевую позицию.
  7. Я всегда понимаю эмоциональное состояние ребенка.
  8. Я хорошо ориентируюсь в коммуникативной ситуации.
  9. Дети хорошо ко мне относятся.
  10. Я чувствую себя уверенно перед детским коллективом.
  11. В диалоге я отношусь к ребёнку «на равных».
  12. Дети говорят со мной открыто.
  13. Я разговариваю с детьми вежливо.
  14. Я легко могу найти контакт с ребенком.
  15. Я легко проявляю инициативу в общении с ребенком любого возраста.
  16. Я всегда внимательно выслушиваю ребёнка.
  17. Мне легко общаться с детьми любого возраста.
  18. Я легко нахожу контакт с подростками.
  19. Дети всегда слушают меня внимательно, с интересом.

Подсчитайте количество баллов:

1 – 3 балла; 2 – 1 балла; 3 – 2 балл.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития коммуникативных педагогических способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития коммуникативных педагогических способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития коммуникативных педагогических способностей.

ДИАГНОСТИКА 7.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭКСПРЕССИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

(Методика самоконтроля).

Ответьте на 20 вопросов. Поставьте рядом с утверждением цифры 1,2 или 3:

1 – да; 2 – нет; 3 – затрудняюсь ответить.

1. Я говорю чётко и понятно.

  1. Моя речь эмоционально окрашена.
  2. Я никогда не выражаюсь нецензурно.
  3. Я люблю выступать перед публикой.
  4. Меня всегда слушают с интересом.
  5. Я стараюсь говорить ясно и понятно.
  6. Я всегда защищаю свою точку зрения.
  7. Я умею вызвать у окружающих интерес к тому, что я говорю.
  8. Я люблю рассказывать различные истории.
  9. Я хорошо ориентируюсь в коммуникативной ситуации.
  10. Я умею распознавать скрытые мотивы в речи собеседника.
  11. Я всегда понимаю эмоциональное состояние партнёра.
  12. Я умею активно слушать.
  13. Я умею организовывать и поддерживать диалог.
  14. Я легко и непринужденно могу общаться с незнакомыми людьми.
  15. Моя речь сопровождается жестами.
  16. Во время разговора я умею управлять мимикой.
  17. Моя речь хорошо развита.
  18. У меня богатый лексический запас.
  19. Я умею управлять своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой.

Подсчитайте количество баллов:

1 – 3 балла; 2 – 1 балла; 3 – 2 балл.

Результаты:

55 – 60 балов – высокий уровень развития экспрессивно-речевых способностей;

40 – 54 баллов – средний уровень развития экспрессивно-речевых способностей;

20 – 39 баллов – низкий уровень развития экспрессивно-речевых способностей.

ДИАГНОСТИКА 8.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

(Методика самоконтроля).

Ответьте на 20 вопросов. Поставьте рядом с утверждением знак «+» или «-«:

«+» = да; «-» = нет.

1. У Вас хорошая память на иностранные слова.

  1. Вы постоянно совершенствуете свои знания в области английского языка.
  2. Вы читаете художественные книга на английском языке.
  3. Вы стремитесь расширить свой словарный запас.
  4. Вы способны ясно и понятно излагать материал.
  5. Дети хорошо понимают Вашу речь.
  6. Вы передаёте учащимся своё отношение к изучаемым фактам.
  7. Вы заинтересованы в проведении внеклассных мероприятий по английскому языку.
  8. Вы постоянно читаете методическую литературу.
  9. Вы стараетесь вызвать у учащихся интерес к иноязычной культуре.
  10. У Вас развита «языковая» интуиция.
  11. Вы стараетесь создать на уроке доброжелательную атмосферу творчества, общения, радости.
  12. Вас радуют успехи детей.
  13. Вы заранее предвидите ошибки детей.
  14. Вы умеете учитывать специфику англоязычного материала в процессе его изучения в школе.
  15. Вы интересуетесь изменениями, происходящими в английском языке.
  16. Вы способны увлечь любого ребенка.
  17. Вы способны чётко организовывать умственную деятельность школьников.
  18. Вы часто используете наглядные пособия и раздаточный материал.
  19. Вы чётко выражаете мысли на английском языке.

Подсчитайте количество положительных ответов.

Результаты:

17 – 20 баллов – высокий уровень развития специальных педагогических способностей учителя английского языка;

9 – 16 баллов – достаточный уровень развития специальных педагогических способностей учителя английского языка;

1 – 8 балл – низкий уровень развития специальных педагогических способностей учителя английского языка.

Список литературы:

  1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б.Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
  2. Аветисян К. А. Экспрессивное поведение учителя / К.А. Аветисян // Психологическая наука и образование. – М., 2000. – №1. – С. 15–21.
  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие /Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 288 с.
  4. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 336 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2010.- 687 с.
  6. Павлова А.М. Психологические особенности оценки профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности : научно-методическая разработка / А. М. Павлова. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2004. — 71 с.
  7. Пазухина С.В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя: Учебное пособие / С.В. Пазухина. – СПб.: Речь, 2007. – 229 с.
  8. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 366 с.
  9. Фоминых М.В.Структура профессиональных способностей преподавателя высшей школы / М.В.Фоминых // Университетский образовательный округ: от школы к бизнесу путем инноваций: Материалы международной науч.-метод. конф. «80 лет УГЛТУ – опыт высшего лесотехнического образования на Урале». – Екатеринбург: Уральск.гос.лесотехн.ун-т, 2010. – С.160-164.
  10. Фоминых М.В.Специальные педагогические способности преподавателя иностранного языка / М.В.Фоминых // Иноязычная подготовка в системе высшего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции кафедры иностранных. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. – С.159-160.
  11. Фоминых М.В. Технология применения игрового моделирования в процессе развития педагогических способностей студентов профессионально-педагогического университета : Практико-ориентированная монография / М.В.Фоминых. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. – 79 с.
  12. Teachers and students resurces // Mode of access : http://quake.usgs.gov/research/deformation/modeling/teaching/– Written from the screen.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *