Ценности и ценностные ориентации психолога

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обществе может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена. Условием внутренней гармонии личности является развитие соответствующей системы ценностных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.

Ценностная ориентация — это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризисном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению профессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуализирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек — человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человеческая личность. Такие виды профессиональной деятельности являются областями существования и развития общечеловеческих ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.

Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.

В качестве наиболее специфической характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национальности, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно выделить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом своей индивидуальности.

Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.

Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога — это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.

Усложнение системы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей — профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.

Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических психологов. Организованный на основе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития высшего уровня ценностной системы процесс психологического обучения создает адекватные условия для формирования профессиональной системы ценностей практического психолога.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

4. Разработка программ по психолого-педагогическому всеобучу родителей и их внедрение в практику посредством центрального и местного телевидения и радио.

Список литературы

2. Бердяев Н.А. Русская и польская душа. Судьба России. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 240 с.

3. Иван — Крестьянский сын : рус. народ. сказ-

ки. Сер. Школьная библиотека. 2-е изд. М. : Дет. лит., 1975. — 128 с.

4. Исмагилова Ю.С., Аксенова Г.И. Психологическая модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. — 170 с.

5. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов : Надежда, 1995. 333 с.

6. ТолстойЛ.Н. Война и мир : в 2 кн. М. : Правда, 1972. Кн. 2. Т. 3-4.

7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Журнал министерства народного просвещения. 1860. № XI. С. 425.

8. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. : в 11 т. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 554-574.

УДК 159.9:343.8

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ

Реферат: статья посвящена анализу проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки психологов; ее цель — теоретическое обоснование системы ценностей профессиональной подготовки психологов. Автор показывает, что ценности являются междисциплинарным предметом исследования. Они понимаются как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.

В статье описаны формы существования ценностей — социальные ценности — общественный идеал, его предметное воплощение в деяниях людей и личностные ценности как мотиваци-онные структуры личности, определяющие ее поведение и поступки. Личност-

И. П. Краснощеченко

ные ценности (ценностные ориентации) обеспечивают связь внутреннего мира личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп, являются результатом интериоризации социальных ценностей в процессе включения человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, сопровождаемую переживанием этой ценности.

Профессиональные ценности определяются как положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека в контексте его профессиональной деятельности. Подчеркивается, что для субъекта профессиональные ценности становятся регуляторами профессиональной деятельности и взаимоотношений с коллегами, клиентами

© Краснощеченко И. П., 2016

и др. Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и образовательном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и других форм деятельности как результат интериориза-ции профессиональных ценностей образовательной системы.

В работе обоснована система профессиональных ценностей профессиональной подготовки психологов, которая включает в себя общегуманистические и специфические профессиональные ценности, дифференцирующиеся на профессионально-миссионные, профессионально-инструментальные и профессионально-статусные.

Практическая ценность статьи определяется значимостью рассмотрения профессиональных ценностей как базисного основания реализации образовательных стандартов высшей школы. Кроме того, автор обращает внимание на угрозу, проявляющуюся вследствие пропаганды и масштабного распространения в молодежной среде прагматических ценностей, ценностей удовольствия, вседозволенности, безответственности, индивидуализма, транслируемых в средствах массовой информации (СМИ) и Интернете, приводящих к разрушению ценностных оснований профессионально-психологического сообщества и общества в целом.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, социальные и

личностные ценности, общегуманистические ценности, профессиональные ценности, профессионально-миссион-ные ценности, профессионально-инструментальные ценности, профессионально-статусные ценности, профессиональное становление, субъект профессиональной деятельности, образовательное сообщество.

Модернизационные процессы в российском обществе предъявляют высокие требования к профессиональному образованию в высшей школе. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения, являющиеся базовым нормативно-правовым документом, представляют характеристику профессиональной деятельности выпускников, четко определяют требования к результатам освоения образовательных программ в форме общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Новые стандарты образования становятся не только нормативным документом для системы высшего образования, но и ориентиром для его субъектов — руководителей, сотрудников и преподавателей вузов и, конечно, студентов.

Вместе с тем анализ содержания ФГОС ВО показывает, что ценностные основания реализации стандартов остаются вне их содержания. В то же время в современных условиях усиливается интерес к вопросам ценностей современного общества, ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей, происходит осознание негативных последствий аномии, охватившей Россию при проведе-

Как писал Э. Фромм, без системы координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций человек «может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно …» , поэтому система ценностных ориентиров важна для профессиональной деятельности в целом и тем более для тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к такому объекту труда, как человек. Именно такой деятельностью является профессия «психолог», а ценностная составляющая в ней — базовое условие профессиональной подготовки молодежи и ее профессиональной реализации.

Ценностные ориентации,ценности, ценностные координаты — понятия, используемые в социальных науках. Ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира

для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» . Ценность также определяется как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечается регулятивная функция: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М. Вебер, В. Виндельбанд, В. Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др. В аксиологии представлены разные теории: натуралистические, психологизм,трансцен-дентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что они на протяжении истории рассматривались как регулятивный механизм социальной жизни людей, представляющий собой сложно организованную систему, в которой вместе с ценностями, осуществляющими самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. Ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, идентифициру-

ется как культурно-исторический стандарт; ассоциируется с типом достойного поведения, с конкретным жизненным стилем.

В традиции отечественной философии, связанной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, человек рассматривался как двойственное, духовно-материальное существо, причем ценностно-смысловая составляющая считалась важнейшей сферой человека.

В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследовании М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта . При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Преломляясь в сознании, ценности обретают для человека личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных понятий о мире, включая понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы .

На социальном уровне, утверждают Дж. Каправа, Д. Севрон, ценности соот-

ветствуют принципам, определяющим права и обязанности граждан. Социальные ценности отражают историю общества и каждое общество характеризуется преобладающими в нем уникальными ценностями. На индивидуальном уровне ценности связаны с критериями или стандартами, которые люди используют при оценке собственных действий и действий других людей, и здесь понятие ценностей частично совпадает с понятием стандартов поведения. При объединении двух описанныхуров-ней анализа ценности рассматриваются как отражение общего социального фонда, передаваемого всем индивидам с помощью многочисленных агентов социализации, а на уровне отдельного человека — как отражение представлений и стандартов, составляющих личную жизненную философию .

Отечественная психология советского периода рассматривала ценности в контексте изучения направленности личности, которая в различных концепциях обозначалась по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), доминирующее отношение (В.Н. Мясищев, Б.С. Братусь), основная жизненная направленность (Б.П Ананьев) и т. д.

Обращаясь к проблеме ценностей, А.Н. Леонтьев рассматривал три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:

• как общественный идеал;

• как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей;

• как мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и дея-

тельности общественных ценностных идеалов .

Развивая данный подход, Д.А. Леонтьев уточняет, что психология апеллирует к изучению именно личностных ценностей, что «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» . Сопоставляя потребности и ценности, автор констатирует, что потребности человека определяют зависимость его внутреннего мира от внешнего мира, в котором он живет и действует, личностные ценности же образуют точку опоры личности, позволяющую ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям .

Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Становясь частью внутреннего мира конкретного человека, они трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности. Механизм превращения социальной ценности в личностную, по Д.А. Леонтьеву, — это «включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной» .

Присвоение групповых ценностей личностью не происходит автоматически и не является спонтанным. Известные другим знания, идеи человек не может просто «взять» — он должен «переоткрыть» их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Т.М. Буякас и О.Г. Зевина в своих исследованиях показали, что этот процесс требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Преобразование общечеловеческих ценностей в личностные сопровождается переживанием .

Личностные ценности в психологии и социологии нередко обозначаются понятием «ценностные ориентации» в значении «устойчивые инвариантные единицы сознания личности, основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают в качестве основного компонента в системе диспозиций личности, ведущего механизма социальной регуляции поведения личности, ее приобщения к ценностям общественного сознания и культуре. Деятельностный аспект данного феномена характеризуется как состояние готовности личности к определенному способу действия, выражающееся в ее ориентации на те или иные ценности материальной и духовной культуры. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности, они связаны с познавательными и волевыми ее сторонами.

Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражает вну-

треннюю основу ее отношения к действительности, является системообразующим компонентом внутренней структуры личности. Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей становится источником самоуважения достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности — человек сознательно решает стоящие перед ним задачи, осуществляет свободный выбор решения, утверждает своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.

Ценности личности задают направленное отношение к окружающему миру и являются ориентирами ее деятельности, образуют некую аксиологическую направленность личности, причем, как уточняют А.В. Капцов и Л.В. Карпуши-на , личностные ценности показывают позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру и образуют нравственную позицию личности: либо положительную с точки зрения общепринятых ценностей, либо отрицательную. В этой связи они считают, что аксиологическая направленность может быть:

• положительной и отрицательной;

• гуманистической и прагматической.

Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты), по их мнению, указывает на важность для личности всего, что

связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям (крайние случаи: достижение целей любыми путями, материальное благополучие за счет других, сохранение индивидуальности как эгоизм, высокое социальное положение ради возможности влияния и контроля над другими).

В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляются указанные виды направленности, авторами выделяются:

• сфера профессии;

• сфера обучения и образования;

• сфера семьи;

• общественной жизни и увлечений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и социальном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе. Став студентом, молодой человек попадает в образовательное пространство вуза со сложившейся системой ценностей, которая накладывает отпечаток на систему взаимоотношений его субъектов, выполнение социальных и

Рис. 1. Система ценностных оснований профессиональной подготовки будущих психологов

учебно-профессиональных функций, характер осуществления различных форм деятельности. Включение студента в данное пространство и систему взаимоотношений обусловливает интериоризацию профессиональных ценностей образовательной системы. Ценности учебно-профессионального сообщества в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной деятельности присваиваются будущим профессионалом.

Профессиональные ценности на уровне субъекта — положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, включенного в профессиональную деятельность. Эти ценности для субъекта становятся регуляторами его квазипрофессиональной и профессиональной деятельностей и других форм активности — взаимоотношений с другими, самоотношения. Они наполняют личностным смыслом процесс освоения студентами образовательной программы и весь процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности. Профессиональные ценности

входят в структуру профессиональной идентичности, самосознания субъекта.

Анализ работ, посвященных проблеме профессионального развития, обосновывающих роль и необходимость утверждения гуманистических ценностей в образовании как основы социально-нравственного и профессионального развития личности, а также наш многолетний опыт преподавания и руководства факультетом психологии позволили нам сконструировать систему ценностных оснований профессиональной подготовки психологов в рамках разработанной нами акмеоло-гической концепции становления и развития профессиональной субъектно-сти будущих психологов с учетом регионального запроса , в которой дифференцируются общегуманистические и профессиональные ценности (рис. 1). Причем, принимая во внимание специфику профессиональной деятельности психолога и его уникальный объект (человек), гуманистические ценности в данном случае являются базовыми.

К гуманистическим ценностям отнесены: ценность человека «как меры

всех вещей»; ценность уважения другого человека и его уникального внутреннего мира; ценности свободы, любви, творчества и т. д.; ценность ответственности человека за себя, свои выборы и деяния; ценность со-бытия (по В.И. Сло-бодчикову) , общения, нравственно-гуманистических отношений с другими; культурно-исторические ценности и др. В указанную группу также включены культурно-исторические ценности, способствующие осознанию студентами культурной и исторической значимости региона в культурно-историческом развитии и современном контексте модернизации российского общества. Культурно-исторические ценности связаны непосредственно с ценностью государства как гаранта стабильности и качества жизни людей.

Ценность со-бытия, реализуемая в профессиональной подготовке будущих психологов, призвана акцентировать значимость «живой общности людей» как действительной ситуации развития, в которой зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку вступить в «практическое отношение» к своей жизнедеятельности. Со-бытие, по В.И. Слобод-чикову, «и есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно, сам ход развития в таком случае состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности (единства, со-бытия) другими формами — более сложными и более высокого уровня развития» .

К специфическим профессиональным ценностям нами отнесены:

— профессионально-миссионные ценности, связанные с осознанием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей (ценность служения людям и помощи им в решении их проблем; ценность непрерывного личностного и профессионального развития человека; ценность лидерства, трансформирующего действительность и жизнедеятельность других людей и т. д);

— инструментальные ценности, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности (ценность профессионализма; ценность саморазвития; ценность эмпатии; ценность здоровья человека во всех его проявлениях; ценность рефлексии; ценность экологичности и конструктивных, развивающих отношений с клиентами; ценность творческой деятельности, раскрывающей потенциал человека);

— профессионально-статусные ценности, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе (ценность профессионального образования;ценность построения успешной карьеры; ценность социального статуса психолога как специалиста помогающей профессии).

Представленные ценности профессиональной подготовки будущих психологов интегрированы в организационную культуру, образовательное пространство, реализуются во взаимоотношениях преподавателей и студентов в условиях учебной, научной и внеаудиторной и квазипрофессиональной дея-тельностей, во взаимоотношениях студентов разных курсов, транслируются

старшекурсниками студентам младших курсов.

Указанные разделяемые в учебно-профессиональном сообществе ценности транслируются будущим психологам с первых дней обучения в вузе, обеспечиваются системой сопровождения адаптации первокурсников, проявляются в реализации совместных значимых форм деятельности, обусловливающих переживание их значимости. Постепенно они интериоризуются студентами, становясь их внутренними ориентирами. Гуманистическая направленность ценностей образовательного пространства считывается студентами с первых дней обучения на факультете, вхождения в данное пространство.

Вместе с тем поток информации, транслируемой в СМИ и посредством Интернета, часто значительно отличается ценностно-смысловой окрашенностью от представленной в нашей концепции системы. Пропаганда ценностей индивидуализма, потребления, удовольствия, вседозволенности, безответственности приводит к снижению эффективность влияния сложившихся в профессиональном сообществе ценностей. И в этом заключается серьезная проблема для системы профессиональной подготовки психологов и в конечном счете угроза для социума в целом.

Список литературы

1. Авраменко Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 134-141.

3. Богданов Е.Н., Иванов Г.П, Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентаций молоде-

жи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-78.

4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. : Менеджер ; Роспедагенство, 1994.

5. Деркач АЛ. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Ак-меология. 2014. № 1 (49). С. 6-15.

6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 284 с.

7. КаправаДж, СевронД. Психология личности. СПб. : Питер, 2003.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981.

11. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

15. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. М. : Большая российская энциклопедия, 2000. Кн. 2.

17. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 8. С. 3-17.

18. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 33-39.

19. ТемноваЛ.В.Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. — М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2000.

20. Фромм Э. Иметь или быть? Минск : Харвест, 2014.

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации — оценочное отношение личности (группы) к

совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей.

В социологии ценностные ориентации изучаются как регуляторы социального поведения социальных субъектов. Они возникают при столкновении потребности вовлечения в целостную социальную систему и наличия общих социальных условий жизнедеятельности человека: политических, экономических, культурных особенностей образа жизни социального субъекта. Выражаются ценностные ориентации в целостности поведения в различных сферах деятельности. Обнаруживаются они в идеалах, целях, интересах и других проявлениях социального субъекта.

Ценностные ориентации занимают высший уровень в структурной иерархии дис-позиционных образований, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. По В. А. Ядову, структурная иерархия диспозиционных образований выглядит следующим образом (от низшего уровня к высшему): фиксированные установки (set) — социальные фиксированные установки (attitud) — направленность интересов личности — ценностные ориентации.

Ценностные ориентации не существуют сами по себе. Они организованы в систему. При этом важно, какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность ценностных ориентации, упорядоченных по степени их важности. Система ценностных ориентации личности включает относительно устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям. Достаточно часто субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Системы ценностных ори-

2005 — №4

Энциклопедия гуманитарных наук 163

ентации являются важным элементом ценностных отношений в обществе.

Ценностные ориентации, как и ценности, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему — совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни, характерных для культуры данного общества.

Каждое общество на конкретном этапе своего исторического развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом или конкретной социальной группой), на основе которых образуются иные — специализированные системы нормативного контроля. Такие системы могут образовываться в рамках социальных институтов, конкретных социальных групп (например, неформальных субкультурных групп молодежи), целенаправленно регулирующих действия их участников.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества и тесно связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни.

В социологии изучается распределение ценностных ориентаций в различных социальных группах и общностях, распространенность тех или иных ценностных ориентаций, а также субъективная значимость их объектов для обследуемых групп и общностей. Чаще других исследуются ценностные ориентации по предметному содержанию. В научной литературе выделяются мировоззренческие ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические и др. Указанные и другие типы ценностных ориентаций сами по себе могут иметь лишь однонаправленные сущностные моменты, отражающие какие-то черты эпохи и штрихи тенденций, некое общее в деятельности социальных групп. Но совокупность боль-

шинства (или всех) систем ценностных ориентаций в рамках одной классификации дает возможность четко определить тенденции в каждом конкретном случае для исследуемой социальной группы, более того, выявить в системе ценностных ориентаций «ядро», «периферию» и «хвост» ценностей.

Структурными элементами системы ценностных ориентаций являются три подсистемы: когнитивная — система знаний, суждений, убеждений об объекте; эмотивная — система чувств, эмоциональных оценок объекта; поведенческая — система определенных действий, последовательное поведение по отношению к объекту.

В изучении ценностных ориентаций можно выделить пять направлений и теорий им соответствующих. Первое. Натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюис), утверждающий, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. Второе. Трансцендентализм, который разрабатывался в Баденской школе неокантианства (В. Виндель-банд, Г. Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей. Тем самым возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие, т. е. ценности, должны каким-то образом быть связаны с реальностью. И тут возможно либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией, от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос». Третье. Персоналисти-ческий онтологизм, ярким представителем которого был М. Шелер. Он развил вторую из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса». Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантиро-

вана «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей. Четвертое. Культурно-исторический релятивизм, у истоков которого стоял В. Диль-тей. Для него характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.). Пятое. Социологизм, который связан с такими именами, как М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс и др. Так, М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Зна-нецкого и, особенно в школе структурнофункционального анализа Т. Парсонса, понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов.

Усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций занимает существенное место в социологических исследованиях воспитания, профессионального выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем. В отечественной

социологии молодежи тематика ценностных ориентаций занимает одно из ведущих мест с момента ее институционализации (исследования И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. И. Чу-прова и др.). В различных концепциях молодежи она рассматривается в тесной связи с определением специфики молодежи (концепция социального развития молодежи В. И. Чупрова, концепция молодежи в обществе риска Ю. А. Зубок, тезаурусная концепция молодежи В. А. Лукова и др.). Ценностные ориентации молодежи последних двух десятилетий зафиксированы в ряде мониторинговых исследований ВЦИОМ, ИСПИ РАН, МГУ, Московского гуманитарного университета, СпбГУ, исследованиях научных коллективов в Барнауле, Казани, Красноярске, Новосибирске, Самаре, Ульяновске, Уфе, Якутске и др.

И. А. Сурина

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения.

Ценности — это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается:

  1. идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
  2. способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.

В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.

Ценностные ориентации — сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.

Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

М. Рокич (Milton Rokeach) предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения (Milton Rokeach Value Survey). И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.

Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:

  • Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
  • Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Инструментальные ценности подразделяются на группы:

  • этические, ценности общения, ценности дела;
  • индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
  • самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Результаты теста очень зависят от адекватности в самооценке человека, поэтому специалисты рекомендуют использовать тест М. Рокича в комплексе с другими методиками. Достоинство этого теста — универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление (не всегда осознанное) давать социально желательные ответы.

Тестирование лучше проводить индивидуально, а не в группе: специалисту будет легче установить доверительные отношения с испытуемым, что повысит вероятность получения искренних ответов.

Приложение: Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича

«Менеджер по персоналу»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *