Важнейший принцип психодиагностики

Предмет, задачи и принципы психодиагностики

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Предмет диагностирования — психическое – обнаруживается в самых различных формах. Однако

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. В психодиагностике выделяют признаки и категории. Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

Основные понятия в психодиагностике.

В психодиагностике существует ряд базовых понятий, представление о которых необходимо для понимания сути диагностической работы, грамотной постановки задачи и контроля за результатами деятельности психолога.
Тест психологический— специально сконструированная процедура для выявления, изучения и измерения одного или нескольких психологических качеств, характеристик чело века. «Тестовая батарея» — набор психологических тестов, разработанный для сбора необходимой с точки зрения принятия кадрового решения информации об испытуемом. «Тестовая батарея» создается на основе предвари тельного профессиографического исследования, в ходе которого осуществляется психологический анализ деятельности и выделяются индивидуально-психологические качества профессионалов, связанные с профессиональной успешностью. Общая продолжительность выполнения тестов должна быть не более трех часов.
Черта психологическая — устойчивое свойство человека, характеризующее обобщенный способ, стратегию его поведения относительно данного типа ситуаций. В психодиагностических методиках черта трансформируется в тестовые шкалы. Результат испытуемого по тестовой шкале показывает степень выраженности у него изучаемой черты.
Шкала тестовая — инструмент для численного измерения психологических свойств субъекта. Показатель по тестовой шкале свидетельствует о степе ни выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого.
Тестовая норма — результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.). Тестовая норма имеет два основных параметра: выборочную среднюю
Содержательная валидность — характеристика теста, позволяющая оце нить содержание и полноту методики с точки зрения особенностей измеряемой области психических качеств.
Надежность — характеристика, отражающая точность измерения индивидуальных психологических черт при помощи данного теста.

Связь психодиагностики с предметными областями психологических наук.

Связь с дифференциальной психологией. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия.

Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки, имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных (дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

Прикладная психология. Другим источником развития психодиагностики была прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии, он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития личности..

Тестология. Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М. Кеттел (1890), Его статья «Умственные тесты и измерения” оказала решающее влияние на разработку точных методов диагностики. Кеттел, который ввел и сам термин «тест”, ставил перед собой задачу изучения целостной личности.

Нормативные предписания в психодиагностической деятельности. Этнический кодекс психодиагностики.

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике.

1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование.

3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика

4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

7. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Цель наблюдения

Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода цель М. Я. Басов называет вообще наблюдать, наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений.

Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производитсяотбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности

Предмет, задачи и принципы психодиагностики

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Предмет диагностирования — психическое – обнаруживается в самых различных формах. Однако

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. В психодиагностике выделяют признаки и категории. Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

Основные понятия в психодиагностике.

В психодиагностике существует ряд базовых понятий, представление о которых необходимо для понимания сути диагностической работы, грамотной постановки задачи и контроля за результатами деятельности психолога.
Тест психологический— специально сконструированная процедура для выявления, изучения и измерения одного или нескольких психологических качеств, характеристик чело века. «Тестовая батарея» — набор психологических тестов, разработанный для сбора необходимой с точки зрения принятия кадрового решения информации об испытуемом. «Тестовая батарея» создается на основе предвари тельного профессиографического исследования, в ходе которого осуществляется психологический анализ деятельности и выделяются индивидуально-психологические качества профессионалов, связанные с профессиональной успешностью. Общая продолжительность выполнения тестов должна быть не более трех часов.
Черта психологическая — устойчивое свойство человека, характеризующее обобщенный способ, стратегию его поведения относительно данного типа ситуаций. В психодиагностических методиках черта трансформируется в тестовые шкалы. Результат испытуемого по тестовой шкале показывает степень выраженности у него изучаемой черты.
Шкала тестовая — инструмент для численного измерения психологических свойств субъекта. Показатель по тестовой шкале свидетельствует о степе ни выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого.
Тестовая норма — результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.). Тестовая норма имеет два основных параметра: выборочную среднюю
Содержательная валидность — характеристика теста, позволяющая оце нить содержание и полноту методики с точки зрения особенностей измеряемой области психических качеств.
Надежность — характеристика, отражающая точность измерения индивидуальных психологических черт при помощи данного теста.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин диагностика образован от известных греческих корней (диа и гнозис) и буквально истолковывается как различительное познание.

Термин ДИАГНОСТИКА в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином диагностика подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров, и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

Если рассматривать систему обучения детей по аналогии с системой управления, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой обратной связи — средством информационного обеспечения любого педагогическо го воздействия. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностической информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия). Конечно, в педагогической практике цикл воздействие — измерение результата не может производиться ежедневно и занимает, как правило, месяцы и даже годы. Но от этого аналогия между педагогикой и принципами теории управления не теряет свою силу. (Оговорка: абстрагируемся в этом контексте временно от известной специфики педагогического взаимодействия, в котором объект управления — ребенок — является не вполне объектом, а скорее полноправным активным участником, субъектом совместного процесса).

Все мы в роли пациентов еще с детства сталкивались с диагностикой в медицине. По комплексу признаков-симптомов врач ставит больному диагноз, то есть относит его заболевание к определенной диагностической категории, для которой, как правило, известно оптимальное лечение — перечень и порядок приема лекарств и других лечебных процедур. В технике любой агрегат проходит через особую техническую диагностику — испытывается на особых тестовых стендах. Это позволяет выявить скрытые дефекты в изделии и устранить их еще до ввода устройства в эксплуатацию. Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур — измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ и ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Для количественных категорий часто используется также название диагностические факторы. Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора склонность к обману или повышенный уровень другого скрытого фактора страх наказания). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

На рис 1 схематически проиллюстрировано соотношение этих понятий:

Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Различение практического ОБСЛЕДОВАНИЯ и научного дифференциально-диагностического ИССЛЕДОВАНИЯ является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результат — сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или эмпирических индикаторов), по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. Нередко за более короткой и внешне простой методикой скрывается более сложное и трудоемкое исследование, которое было необходимо выполнить для его разработки.

Таким образом, современное понятие психодиагностики тесно связано с понятием ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, но не сводится к нему полностью, так как кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках), или, как принято чаще называть, клинические психодиагностические методики. В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция, особенно в области медико-психиатрической психодиагностики) преимущественное внимание уделялось развитию КЛИНИЧЕСКИХ методов (беседа, слабостандартизи-рованные проективные методики), в других школах (американская традиция, особенно в области образования и индустриально-психологической практики отбора кадров) интенсивно развивались СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ тестовые методы. В настоящее время в современных наиболее эффективных зарубежных и отечественных научно-практических центрах активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.

Нередко обостренная дискуссионность позиции авторов отдельных научных изданий создает у неискушенных читателей впечатление, что у психодиагностики отсутствуют признаки цельной научной дисциплины. Но объективная логика практических задач диктует здесь свои условия, и, отставляя в сторону свои научные пристрастия, эффективные практические психологи всегда используют целый комплекс разнообразных методов, разработанных в разных научных школах. На самом деле, глубокое понимание общей диагностической логики решения практических задач позволяет увидеть глубокое родство таких внешне противоположных ПОДХОДОВ, как, например, КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ подходы.

Нередко за патетическим отстаиванием достоинств качественного подхода скрывается обыкновенное недопонимание сути многомерных количественных методов. В этом случае отдельные количественные параметры при установлении количественных порогов по каждому измерению работают фактически как система бинарных (логических), то есть фактически качественных признаков. Уже перебор всевозможных комбинаций 10 бинарных факторов дает 2 в десятой степени, то есть 1024 случая. А комбинации многих десятков количественных параметров, варьирующих более, чем на двух уровнях, дают фактически безграничные возможности для описания совершенно уникальной комбинации психических свойств (факторов). Поэтому существенные различия между количественным и качественным подходами на самом деле лежат не в надуманной проблеме числа градаций изучаемого психического свойства (фактора, параметра), а в проблеме использования стандартизированного, жестко заданного, или свободного, варьирующего от испытуемого к испытуемому набора признаков.

Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять стрргоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу или учебу, дать отдых-отгул или поставить на дежурство, считать или не считать человека обладающим интеллектуальной и личностной зрелостью полноправного гражданина и т. п.). Кроме того, стандартизированные методы лучше защищены от возможных методических ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест. (На Западе человек, проводящий тест, часто называется администратором, в нашей стране нередко используется компьютерный термин пользователь, а так же исполнитель, экспериментатор, обследователь).

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов-психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует горазда больше времени на индивидуальную работу с ним. Особенно эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог-диагност оказывает психологическую помощь, проводит коррекцию, психотерапию, тренинг, другие виды психологического вмешательства.

Особая популярность качественного, экспертного подхода в детской и педагогической психологии не в последнюю очередь определяется следующим объективным обстоятельством. В отличие от взрослого человека психика ребенка отличается повышенной изменчивостью, так как он постоянно интенсивно развивается, овладевает на каждом этапе новыми психическими функциями, приобретает новые психические свойства (новообразования). Это приводит к тому, что фиксированный набор диагностических свойств, достаточный для предшествующего этапа развития, оказывается совершенно недостаточным для следующего этапа. И даже, если кто-то разрабатывает строгую периодизацию развития и для каждого этапа фиксирует заданный набор свойств, то в случае конкретного ребенка оказывается не известным, на каком этапе он находится, какой набор свойств ожидать в данном конкретном случае. Поэтому прогностичность диагностики в детской психологии тесно связана с возможностью дополнять количественные стандартизированные описания качественными данными.

Такая взаимодополнительность стандартизированных групповых и индивидуализированных нестандартных методов необходима и в школьной педагогике, где объективно сочетаются групповые (ситуация общения с классом как с группой) и индивидуальные (внеклассное общение) методы работы с детьми. При этом сохраняется общая логика. И в том, и в другом случае диагноз выносится на основе анализа комплекса первичных психодиагностических данных (признаков). Технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории — вот главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики.

В наиболее логически строгой, обобщенно-формализованной форме эти логико-методические принципы отражены в ПСИХОМЕТРИКЕ — математизированной технологии создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, претендующий на то, чтобы считаться научным, обладал необходимыми психометрическими свойствами. Это свойства ВАЛИДНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ. В психометрике обоснованы определенные правила и методы измерения указанных психометрических свойств,тестов. Следование этим правилам и методам обеспечивает объективный контроль за степенью научности, любого нового предложенного теста, а также за степенью реальной ценности старого теста, который вполне может по определенным причинам устареть и перестать работать правильно.

Итак, в психологии психодиагностика служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) и практикой постановки ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА. Как и в сфере точных наук, в психологии это соединение научных знаний и практических задач достигается не непосредственно, а на основе технологии. Таким образом, будучи технологической дисциплиной, психодиагностика выполняет в психологии роль, во многом аналогичную той, которую выполняет техническая метрология в физико-технических науках или медицинская диагностика в медико-биологических науках.

Системное строение психодиагностики, как интегративной научно-технологической дисциплины, для простоты понимания можно было бы образно предста вить так: голову психодиагностики образуют науч ные теории в области дифференциальной психологии; туловище психодиагностики образует репертуар кон кретных методик (тестовых и оценочных шкал), ноги — это математизированная технология кон струирования тестов (психометрика), 4руки — это прикладные модели и методы практической психологии (в данном случае психолого-педагогические теории и технологии), указывающие на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных практических задач (ДИАГНОСТОГРАММЫ). Любой крен, выражающийся в преимущественном внимании к развитию какого-то одного из компонентов единого организма психодиагностики, приводит к неизбежному снижению эффективности функционирования всего аппарата психодиагностики как целого.

Центральным и наиболее универсальным (родовым) понятием дифференциальной психологии является понятие ПСИХИЧЕСКОГО СВОЙСТВА. Частным случаем психических свойств, стабильных во времени, являются ЧЕРТЫ личности. В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом определенного нормативно заданного результата (решение учебной задачи, в частности), мы говорим о СПОСОБНОСТИ личности. Когда уровень черты не влияет на достижение результата, а предопределяет только выбор способа его достижения, мы говорим о стилевой черте. Совокупность стилевых черт определяет индивидуальный стиль поведения или деятельности. Черты, влияющие на направленность деятельности, называются мотивационными. Психические свойства-явления, динамичные во времени (нестабильные), формируют то, что мы называем психическими состояниями (состояние тревоги, например). Таким образом, с известной долей упрощения можно сказать, что все скрытые факторы, на которые направлена диагностика в психологии, являются либо способностями, либо стилевыми, либо мотивационными чертами личности, либо психическими состояниями.

В данной статье, важно прежде всего подчеркнуть, что любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной диагностической концепции) — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Таким образом, любая методика предполагает наличие у исполнителя (пользователя методики) знания о системе определенных диагностически важных психических свойств, на измерение (выявление) которых она направлена. Различение общих и частных черт индивидуальности (общих потребностей и частных ситуационных установок, например) обеспечивает понимание различия между общими и частными психодиагностическими методиками. Одно дело — универсальный тест на выявление общего уровня познавательной потребности. Другое дело — более частный тест — на выявление, например, уровня интереса к изобразительному искусству.

Понимание уровня общности заданных в методике диагностических категорий необходимо, в частности, для обоснованного выбора глубины прогноза по результатам диагностики. Более обобщенные диагностические свойства обладают более широким ПОЛЕМ ПРОГНОЗА (в психометрике это также называется областью валидности теста). Но важно учитывать, что при увеличении ширины поля прогноза точность прогноза, как правило, снижается. Для большинства обобщенных психических свойств прогноз возможен лишь с вероятностной точностью. Если мы провели, например, тест прогрессивные матрицы Равена с целью измерения уровня обучаемости, то мы действительно можем распространять прогноз на самые разные школьные предметы. Но вероятность исполнения прогноза будет не очень высокой. Более узкий по области валидности, более конкретный тест (например, тест на фонематический слух) даст нам гораздо более точный, хотя и узкий прогноз, который будет распространяться на один какой-то предмет (в данном случае на родной язык, так как точное слуховое различение согласных и гласных звуков является одной из составляющих так называемой природной грамотности).

Высокий уровень развития психометрики, ставшей практически синонимом ТЕСТОЛОГИИ (науки о тестах), иногда приводит к тому, что даже специалисты склонны ставить знак равенства между понятиями тестирование и психологическое тестирование. Но, в строгом смысле, большинство тестов в педагогике и профобучении, сходных с психологическими тестами по процедурным признакам, на самом деле не являются психологическими по их предметной направленности. Психологическими тестами следует считать только тесты, направленные на измерение психических свойств.

Тестирование знаний по определенным предметам школьной программы, а также специальных навыков и умений в профессиональных (профориентационных) тестах не дает информации о психических свойствах. Эти тесты следует называть соответственно ПЕДАГО ГИЧЕСКИМИ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТЕСТАМИ. Ненадежным и недостаточно формализованным, но хорошо знакомым нам вариантом педагогических тестов являются обычные школьные и вузовские контрольные и экзамены. Броская особенность профессиональных тестов — использование особых тренажеров, в которых специально воспроизводится модель какой-то производственной задачи. Педагогические и профессиональные тесты дают нам информацию о знаниях и умениях, но не о способностях, чертах и мотивах человека. Ясно, что знания и умения подвергаются более быстрой и легкой коррекции (обучению и изменению), чем психические свойства личности. Это более оперативная диагностика, чем психодиагностика. Хороший, точный психологический диагноз позволяет прогнозировать поведение человека на гораздо более протяженном отрезке его жизни (хотя, возможно, и менее точно). В этом ценность прогноза на основе психодиагностики.

Теперь, когда мы ввели представление о психических свойствах, подойдем к определению того, что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ. Ошибкой будет думать так, что это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Да, действительно, одна из ветвей современной научной психодиагностики, тесно связанная по своему происхождению с такой отраслью медицины, как психиатрия, долгое время строила теорию психологических типов личности как бы от болезни к норме — от психических расстройств, которые свойственны лицам с определенной нервно-психической конституцией (типом нервной системы и типом темперамента), к типологии человеческого характера. При этом предполагалось, что нормальные, адаптированные к жизни люди определенного склада при столкновении с длительным стрессом, экстремальными ситуациями и трудностями заболевают определенными психическими болезнями по принципу слабого звена — страдают в деятельности мозга именно те отделы и функции, которые наиболее уязвимы и истощаемы при чрезмерно длительном воздействии мощных конфликто-генных раздражителей. В трудах таких известных психиатров и психофизиологов, как Кречмер, Шелдон, отечественный психиатр Ганнушкин, проводятся параллели между типом конституции и психическими болезнями: сухопарые астеники якобы больше предрасположены к шизофрении, мускулистые атлеты — к эпилепсии, тучные пикники — к маниакальным психозам. Но результаты современных массовых статистических исследований не подтвердили такие прямые грубые параллели.

Практика психиатрических клише особенно опасна в педагогике. Опасна своими антигуманными последствиями. Руководствуясь стереотипными представлениями об индивидуальности, исходящими из внешнего облика ребенка, учитель вольно или невольно навязывает этому ребенку определенное амплуа, задаёт маршрут развития его характера, что снижает потенциал гибкой самоорганизации — активной компенсации конституциональных ограничений.

В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний- Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств — способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Таким образом, психологический диагноз состоит не из одного слова — названия типа личности или болезни, а имеет развернутый и комплексный характер- Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития креативности (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня вербального интеллекта (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт социальной экстраверсии (повышенной коммуникабельности, общительности), внутреннего локуса контроля (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), проницаемости границ Я (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения- Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка — одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта (см. 4.2). Это очень тонкий и сложный вопрос. Здесь пока подчеркнем одно — диагностика с помощью одного слова-клише не дает нам описания структуры внутри личностного конфликта, а только обозначает его.

В каком-то смысле психологический диагноз более похож на результат системной технической диагностики, чем традиционной медицинской, оперирующей упрощенным представлением о наличии дискретных нозологических категорий, не переходящих одна в другую и характеризующихся жестко фиксированным набором симптомов. Когда автомобиль проходит техосмотр, то на разных стендах, на основе разных технических тестов, в карту технического состояния вносятся оценки уровня исправности, износа и возможных причин неисправности разных узлов и агрегатов. При этом состояние одного узла может приводить к повышению, например, ходовых качеств, а состояние другого узла — к противоположному эффекту. Кстати, в современных медико-диагностических центрах работа организована по такому же системному принципу.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме ДИАГНОСТОГРАММ. Один из простейших вариантов диагностограммы — ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. Повышенные значения одних параметров изображаются подъемами на ломаной линии-графике, а пониженные значения — спадами на этой линии. Состав параметров и форма диагностограмм зависят от области деятельности и конкретной задачи, ради решения которой проводится психодиагностика. В педагогической психологии диагностограммы могут быть сфокусированы на психических свойствах, наиболее значимых для раз-вития учебной деятельности. На рис. 2 дается пример такой простейшей профильной диагностограммы.

Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде. (За исключением диагностики текущего психического состояния, что обслуживает прежде всего задачу выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии). По структуре интеллекта мы можем прогнозировать, к примеру, относительную легкость и быстроту усвоения арифметики и трудности в грамматике. Но при этом всегда необходимо учитывать комплекс параметров. Такой комплексный учет параметров не под силу дилетанту, не знающему, как параметры связаны и взаимодействуют между собой. Именно поэтому науке грамотного прочтения психологических профилей — науке интерпретации тестовых результатов — нужно долго учиться.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие норма. Здесь, как и в случае с психологическим диагнозом, положение новичка затрудняется наличием обыденного значения этого слова, мешающего усвоению научного понятия. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид — для оценки способностей и достижений (знаний и умений).

СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется АКЦЕНТУАЦИЕЙ, а данная личностная черта называется акцентуированной. Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления патохарактерологических признаков.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо — 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна тянуть вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы.

В заключение данного вводного параграфа перечислим выделенные и истолкованные здесь ключевые термины: диагностика, психодиагностика, диагностические признаки, диагностические категории, диагностические факторы, дифференциальная психология, психометрика, психологический тест, диагнос тическое обследование, дифференциально-диагностиче ское исследование, количественный и качественный подходы, стандартизированные и экспертные методы, психическое свойство, черта личности, стилевые и мотивационные черты, способность, психическое состояние, тестология, педагогические и профессиональные тесты, психологический диагноз, ширина поля прогноза (область валидности), диагностограмма, психодиагностический профиль, статистические нормы, акцентуация, социокультурный норматив. Читать далее:

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, т. е. давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3.Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4.Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

6. Принцип комплексной диагностики — принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.

В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии после появления книги Г. Роршаха «Психодиагностика» Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

В состав психодиагностики входит психометрия — наука об измерении различных психических свойств. Подобно тому как психодиагностика «обслуживает» предметные области психологической науки, саму психодиагностику «обслуживает» психометрия. Целью психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

Психометрия — математизированные технологии создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик. Под психометрией (от греч. ме1гоп — мера) понимается технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрия — частный случай тестологии.

Известно, что создание любого психологического инструмента измерения тре­бует неукоснительного соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики из­мерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие им устанавливается путем применения математико-статистических процедур. Совер­шенствование математико-статистического аппарата, его разработка в свою оче­редь связаны с конструированием все новых и новых тестов, решением задачи обеспечения их эффективности.

Важнейшим признаком психометрических процедур является их стандартизированность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях. Стандартизация теста — совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации).

1 урок. Самооценка и уровень притязаний

Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.

Программа «Психология и выбор профессии» поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом нашей работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия».

На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое о себе или о профессиях с помощью специальных заданий и упражнений. Информация, полученная с помощью психологических тестов, является конфиденциальной, то есть секретной. Таким образом, первое условие нашей работы –конфиденциальность. Еще одно важное условие – искренность при ответе на вопросы. Если вы даете заведомо ложные ответы на вопросы, касающиеся вашего поведения в различных ситуациях, то результаты тестов будут недостоверны.

В конце каждого урока есть контрольное задание, состоящее из пяти вопросов. За пять правильных ответов вы получаете оценку «отлично», за четыре – «хорошо» и так далее. Одни задания вы будете выполнять на уроке, другие – дома.

  • Большинство тестов основано на самооценке. Чтобы точно оценить свои возможности, недостаточно иметь в своем распоряжении специально подобранные и проверенные методики. Необходимо знать ту шкалу, по которой мы себя оцениваем. А она у всех разная. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

Задание №1. «Кто Я?»

В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего-то или кого-то — новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом — подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.

Самопрезентация — это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации — создать у людей благоприятное впечатление о себе. Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.

Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете то место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я — человек, ученик» и т.д.) Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.

Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. Следуйте совету Андре Моруа: «Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают ваши друзья».

Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики («юноша», «девушка», «сын», «дочь»). Обратите внимание, сколько таких характеристик в вашем автопортрете. Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет?

Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы — своих увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.

В каком времени стоят глаголы в ваших ответах — в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи.

Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни. «Когда я вырасту…, Когда выучусь …, Когда женюсь …, Когда куплю машину …, когда построю дом …» и так далее до бесконечности. Планирование — дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе?

Не переживай Будущее — оно еще не родилось.
Похорони прошлое — оно умерло.
Живи Настоящим!
Только в нем душа трудится вместе с Богом!

Генри Лонгфелло

Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.

Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.

Самооценка — это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые вам встретятся в этой книге, также основаны на самооценке. Поэтому так важно, чтобы прибор был точный. Иначе полученная информация будет недостоверна и приведет к неправильному решению.

Задание №2. «Какой Я?»

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

Задание №3. «Самый-самый».

Каждый учащийся получает листок, на котором он должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях «самый умный», «самый добрый» и «самый красивый». Учитель собирает листочки и зачитывает имена. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

  • О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые, спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.
  • Однако слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.
  • Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Есть только два способа повысить самооценку:

1) добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

2) снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того, и другого удается только великим людям.

  • Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой — и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.
  • Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он. готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Д.Карнеги, Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М.,1993).

Если ваша цель – жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

Что вы вкладываете в понятие «успех»?

Задание №4. «Успех – это …»

В течение 3 минут по-разному ответьте на вопрос: «Что такое успех?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Итак, вы познакомились с важнейшими понятиями психологии – «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний».

Самостоятельно ответьте на вопросы задания № 4, отметив тот вариант, который вы считаете верным.

Задание №5.

Вопросы на понимание темы урока.

1. Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность, б) самооценка, в) самопрезентация, в) самовосприятие.

2. На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний, б) привлекательность; в) трудолюбие, г) здоровье.

3. Важнейший принцип психодиагностики называется:

a) конгруэнтность, б) конфиденциальность, в) толерантность, г) лояльность.

4. «Формулу счастья» вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс, г) Гиппократ.

5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

a) искренность, б) критичность, в) общительность, г) независимость.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Расширение объема услуг, предоставляемых в области социального обслуживания населения, ориентация на адресность социальной помощи определяют рост внимания специалистов в области социальной работы к возможностям использования достижений психологии и, в частности, психодиагностики в практической работе.

Области применения психодиагностики разнообразны и имеют тенденцию к расширению. Они применяются в клинико-консультативной и психотерапевтической практике и направлены на поиск причин появления конкретных проблем у клиента и выбор способов и приемов, которые способствуют их разрешению.

Все большее применение психодиагностика находит в судебной практике для проведения судебно-психологической экспертизы. Проводится исследование потерпевших, свидетелей, подозреваемых с точки зрения определения тех или иных качеств личности, уровне интеллектуального развития, их психофизиологических особенностях и т.д., что позволяет повысить качество следственных мероприятий и обоснованность судебных решений.

Психодиагностика является важной составной частью социальной работы, способствующей социальной адаптации клиентов. Психодиагностические методики, используемые в этом плане, направлены, например, на профессиональный отбор, профессиональное обучение, профессиональную ориентацию, эффективное овладение профессиональными навыками и знаниями и т.д.

Большое значение имеет использование психодиагностических процедур в практике социальных педагогов в целях оптимизации процессов обучения и воспитания, например, при определении степени подготовленности ребенка к обучению в школе, выявлении доминирующих причин неуспеваемости, нарушений в личностной сфере, реализации на практике индивидуального подхода и т.д.

Процесс выделения психодиагностики из психологии и оформление ее как самостоятельной отрасли научного знания начался в конце XIX века и завершился к середине ХХ. Историческими вехами в процессе формирования психодиагностики являются так называемый клинический период (1-ая четверть ХIX в.), экспериментальная и дифференциальная психология (2-ая половина ХIX — конец ХIX в.), возникновение тестирования (конец ХIX в. — сер. ХX в.). Перечисленные этапы знаменовались расширением направлений исследований: от умозаключений о причинах возникновения душевных болезней и неврозов, к изучению низших уровней психики при помощи экспериментальных методов исследования, затем к изучению индивидуальных и поведенческих различий, измерению высших уровней психики, переход к изучению групповых возможностей, и, наконец, исследование психологических свойств человека.

Само появление термина «психодиагностика» связывают с именем Г. Роршаха, который обозначил разработанный им процесс обследования, основанного на перцепции диагностического теста. В настоящее время в западной психодиагностике термин используется как синоним термина «психологическое тестирование». Известный российский психолог Б. Г. Ананьев стал использовать термин «психодиагностика» как особое направление исследований, направленных на определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности и потенциалов человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.).

Отмеченное понимание психодиагностики как способа получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности, ее предмета в советской и российской психологии развивается на основе следующих принципов:

— Принцип отражения, понимаемый как способность человека адекватно отражать окружающий мир, в результате чего формируется навык эффективной регуляции деятельности

— Принцип развития, понимаемый как направленность на изучение условий возникновения психических явлений, а также тенденций их изменения, включая качественные и количественные характеристики этих изменений; психодиагностика социальный этический психолог

— Принцип диалектической связи сущности и явления, который ориентирует исследователя на анализ характера взаимного обуславливания названных философских категорий с учетом психической реальности (при условии их нетождественности);

— Принцип единства сознания и деятельности, который ориентирует исследователя на осознание того, что сознание и психика формируются в деятельности человека, и, в тоже время, деятельность регулируется сознанием и психикой.

— Личностный принцип, понимаемый как требование анализа индивидуальных особенностей человека, конкретной жизненной ситуации, онтогенеза.

В настоящее время предлагается множество определений понятия психодиагностика. Наиболее часто используется следующее определение: «Психодиагностика — это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека».

В самом общем виде объект психодиагностики определяется так — это конкретный человек, который является носителем различных индивидуальных психических свойств.

Именно психические свойства и выступают предметом психодиагностики. Напомним, что под психическими свойствами в психологии понимаются индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Традиционно к психическим свойствам относят: индивидуальные черты (психические, личностные) — темперамент, характер, мотивация; способности — общие, частные, специальные; психические состояния — эмоциональные и функциональные; свойства сознания и самосознания; социально-психологические качества — социальные установки, межличностные отношения.

Если в общенаучном смысле понятие диагноз означает «распознавание», то в психологии под понятием «постановка психологического диагноза» понимается принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о состоянии в данный момент времени отдельно взятого психического свойства. Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.

В психодиагностике используется два типа диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В процессе постановки психологического диагноза, полученные данные о степени выраженности индивидуальных особенностей психики сопоставляются с ранее установленными нормами или заранее заданными критериями.

Во-вторых, диагноз, который позволяет найти место испытуемого или группы испытуемых на так называемой «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. В этом случае психодиагносту необходимо провести сравнение полученных данных внутри обследуемой выборки, провести ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, определить показатели уровня (высокого, среднего, низкого) развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием.

Целью психодиагностики является, таким образом, сбор информации об особенностях человеческой психики. Обратим внимание на то, что в психодиагностике используются два основных подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический.

Под номотетическим подходом (греч. «номос» — закон, закономерность) понимается исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду. То есть психодиагноста интересуют общие для разных людей черты. Идиографический подход (греч. «идиос» — своеобразный, принадлежащий кому-то), напротив, в качестве цели исследования ставит выявление индивидуальных, неповторимых, уникальных черт. То есть психодиагноста интересует своеобразие человека, его отличность от других.

Своеобразие этих подходов проявляется и в характере методов измерения: при номотетическом подходе используются, как правило, стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой; при идиографическом — проективные методики и идеографические техники.

В процессе постановки психологического диагноза решается как минимум четыре основные задачи, которые решаются отдельно или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования:

1. Установление наличия или отсутствия изучаемого психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства и/или особенности поведения и их выражение в определенных количественных или качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и/или поведенческих особенностей в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств и/или особенностей поведения у разных людей.

Наряду с вышеприведенным определением используются и определения, которые отражают тот факт, что психодиагностика не только наука, но и область практической деятельности. В этой связи, например, Немов Р.С. определяет ее так: «Психодиагностика — теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно-проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них». Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. №2. Психодиагностика. — М.,2000. — С.595.

Раскрывая содержание психодиагностики, обычно выделяют два ее уровня: научный и практический.

Психодиагностика как наука представляет собой область психологического знания, которая занимается разработкой методов и обоснованием технологии их применения в практической работе. В этом качестве разработка психодиагностических методов и методик — это поиск ответа на вопросы о природе психических явлений и способах их научной оценки, об общих научных основаниях возможности исследованиях изучаемых особенностей, о возможности количественной и качественной оценки психических явлений, о методологических требованиях, предъявляемых к средствам психодиагностики, об основных процедурах конструирования и проверки научности психодиагностических методов и т.д.

Психодиагностика как практическая деятельность направлена на различные виды деятельности, которые связаны с практической постановкой психологического диагноза. В этом смысле нужно помнить, что большое значение имеет не только качество самой психодиагностической методики и ее способность диагностировать изучаемое свойство, но и высокие требования, которые предъявляются к специалисту, проводящему психодиагностическую процедуру.

В программе подготовки социальных работников психодиагностика рассматривается как учебная дисциплина, которая призвана дать знания о предмете, задачах, области применения психодиагностики и особенности ее использования в практической работе; сформировать представление об основных периодах истории психодиагностики и ее современном состоянии, о требованиях, предъявляемых к построению и проверке психодиагностических методик, об основных методах психодиагностики, получить первичные навыки проведения психодиагностических процедур; сформировать понимание необходимости следования морально-этическим требованиям при их проведении.

В практике социальной работы овладение методами психодиагностики выражается в том, что социальный работник должен уметь:

— квалифицированно сформулировать «заказ» психодиагносту на проведение психодиагностических процедур,

— профессионально оценить пути, средства и способы применения данных психологического диагноза и рекомендаций для работы по социальной реабилитации и адаптации клиентов,

— уметь объяснить потенциальным клиентам необходимость проведения психодиагностического обследования и создать необходимые условия для его проведения,

— в экстремальных условиях (отсутствие возможности обращения к квалифицированному психологу) осуществить проведение элементарных психодиагностических процедур.

Усилия психолога и социального работника направлены на реализацию одной цели — оказание помощи. Однако они достигают этой цели через решение различных задач.

Психолог берет на себя ответственность за адекватный диагноз, позволяющий определить задачи и резервы развития конкретного человека. Его усилия направлены на то, чтобы выявить особенности всех модальностей внутреннего мира человека и предложить пути изменения его отношения к себе и/или к другим людям.

Проблемы, которые решает социальный работник, связаны с организацией индивидуальной жизни человека. Он помогает человеку, попавшему в тяжелую жизненную ситуацию преодолеть социальную и/или физическую беспомощность. Опираясь на представленные психологом данные, социальный работник должен сконцентрировать свои усилия на выявление резервов развития человека, которые будут способствовать адекватной постановке задачи развития, а также задач, способствующих созданию необходимых для осуществления жизни клиента перспектив.

Таким образом, можно сказать, что психолог несет ответственность за точность и достоверность своего диагноза, адекватное информирование о нем клиента и/или социального работника при непременном условии: он должен убедиться, что информация воспринята и уровень понимания этой информации пользователями достаточно высок. Социальный работник несет ответственность за результаты использования этой информации. Именно он разрабатывает стратегию и тактику применения диагноза, за выбор адекватных средств, за обеспечение контроля и коррекции выбранного пути и способов воздействия, учет факторов риска и т.д.

Отметим так же, что в социальной работе мы имеем дело с системой взаимодействий, которая включает в себя три элемента: клиент — психолог — социальный работник. Каждый из них строит это взаимодействие на разной основе: клиент на основе собственной жизни, которая представлена в его обыденной картине мира, психолог на основе знания об индивидуальной жизни, представленной в конкретной психологической концепции, социальный работник — на известных ему закономерностях индивидуальной жизни. В процессе этого взаимодействия клиент осознает место и роль психолога и социального работника в своей жизни и шаг за шагом приближается к адекватному отражению её закономерностей, принимая ответственность за её организацию.

В современной психодиагностике применяется множество различных методов. Прежде чем перечислить их отметим, что в психодиагностике различают собственно методы психодиагностики и методы исследования. Методы психодиагностики используются в оценочных целях и позволяют получить количественные и качественные характеристики изучаемых психологических процессов, состояний и свойств. Например, 16-ти факторный тест Кеттела является методом психодиагностики: он содержит 187 суждений, разделенных на 16 групп, каждая из которых оценивает определенную черту в стандартных баллах. Все элементы метода являются стандартными и применяются всегда одинаково во всех случаях.

Методы исследования применяются при проведении исследований, тогда, когда стремятся получить более достоверное или принципиально новое знание. Вопросы и суждения, шкалы оценок и т.д. варьируются, уточняются.

Психодиагностические методы условно разделены на три группы. К первой относят качественные методы: наблюдение, опрос, анализ документов.

Вторую группу составляют количественные методы: тестирование. Вследствие того, что тестирование получило наиболее широкое распространение, остановимся более подробно на классификации их видов. Тест — это стандартизированная психодиагностическая методика, которая позволяет получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Существуют различные виды тестов:

— По типу применяемых тестовых заданий выделяют: физиологические (анализ непроизвольных реакций организма), опросные (вопросы, адресованные испытуемому), продуктивные (обращение к результатам собственной вербальной и/или невербальной деятельности испытуемого), действенные (необходимость выполнить какие-либо практические действия под контролем психодиагноста) и т.д.

— По форме проведения выделяют индивидуальные и групповые, устные и письменные.

— По материалам стимулирования — бланковые (карандаш и бумага), предметные, аппаратурные, компьютерные.

— По характеру стимульного материала — вербальные и невербальные.

— По внутренней структуре методики — мономерные (исследование одного качества или свойства) и многомерные (исследование нескольких однотипных или разнотипных психических качеств).

— По содержанию тестирования говорят о тестах интеллекта, тестах способностей, тестах достижений, личностных тестах.

Третья группа представлена комплексом количественных и качественных методов, они позволяют получить разнообразную комплексную по своей сути информацию об изучаемых свойствах и/или особенностях поведения индивида и/или группы. В этой группе, кроме названных методов, широко используются опросные и проективные методики.

Опросные методики основаны на допущении о том, что требуемые сведения о психологических особенностях можно получить на основе анализа устных ответов на серию стандартных, специального подобранных вопросов. В литературе по психодиагностике отмечается ряд недостатков этой методики: субъективность в самом выборе вопросов и в интерпретации ответов на них, а также невозможность обеспечить высокую надежность и сравнимость результатов вследствие того, что вопросы трудно стандартизовать.

Проективные методики используются с целью глубинной диагностики для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Теоретическую основу этой методики представляют ассоцианистская концепция и психоаналитическая теория. Первая основана на выделении в качестве ведущего принципа организации сознания человека — ассоциацию (в основном словесную). Вторая — на утверждении о том, что можно «прорваться» в область бессознательного и понять скрытые в нем тенденции. Таким образом, проективные методики — это совокупность методик целостного, глубинного изучения личности, которая основана на психологической интерпретации результатов проекции. К этой группе методик относятся, например, проективная методика рисуночных метафор «Жизненный путь», проективная методика портретных выборов Сонди, проективная методика цветовых выборов Люшера. К достоинствам методик можно отнести то, что они дают возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также те, которые он скрывает от других или даже от самого себя.

Общим требованием, которое предъявляется к психодиагностическим методикам, является быстрая и надежная процедура сбора данных о клиентах для формулирования психологического диагноза.

Особые требования предъявляются к психологическому заключению. В качестве основных можно назвать следующие:

— оно должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;

— его содержание должно вытекать из целей диагностики;

— в него должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных;

— оно должно включать краткое описание процесса психодиагностики: используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных, выводы;

— оно должно включать так называемые ситуационные переменные во время проведения исследования: состояние респондента, характер контакта испытуемого с психологом, нестандартные условия тестирования.

Психодиагностические процедуры должны осуществляться специально подготовленными специалистами, обладающими специфическими знаниями, умениями и навыками. Перечислим наиболее важные из тех требований, которые предъявляются к методам психодиагностики и работе психодиагноста:

— необходимо знать ту психологическую теорию, на основе которой создан тот или иной психодиагностический метод и осуществляется анализ и интерпретация полученных данных;

— обладать способностью расположить к себе клиента, создать обстановку доверия и добиться максимального уровня его искренности;

— всесторонне овладеть конкретной методикой и условиями, соблюдение которых обеспечивает ее правильное применение;

— сами методики должны быть валидны, надежны, однозначны;

— избираемые методики должны быть наиболее простыми и наименее трудоемкими из всех, имеющихся в арсенале психодиагноста;

— применяемая методика должна быть понятна не только психодиагносту, но и клиенту, ее проведение должно предполагать минимум физических и психических усилий клиента;

— обстановка и условия проведения психодиагностической процедуры не должны содержать в себе посторонних раздражителей, которые бы отвлекали ее участников и т.д.

Психолог — психодиагност должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека, принять на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей, охранять благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам никогда не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о социальных и этических аспектах психодиагностики, что проявляется в стремлении психологов разных стран разработать и внедрить этический кодекс психолога — психодиагноста. К основным этическим проблемам, связанным с областью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии, традиционно относят: уровень квалификации людей, использующих диагностические методики, использование диагностических методик, обеспечение тайны результатов обследования и конфиденциальность, сообщение результатов обследования.

Так, например, Американская психологическая ассоциация в январе 1963 г., приняла Этический кодекс, который включает 19 основных принципов, которыми должны руководствоваться психодиагносты в работе: ответственность, компетентность, соблюдение моральных и правовых стандартов, избегание ошибочных представлений, сдержанность и предусмотрительность в публичных заявлениях, конфиденциальность, защита благополучия клиента, информация об основных сторонах взаимоотношения с клиентом, безличностное обслуживание, неразглашение тестов и т. д.

В 1987 г. в Мадриде были приняты «Этические стандарты психолога», которые включают

— Общие принципы — общие для представителей всех профессий: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

— Раздел о профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами, в котором детализируются принципы междисциплинарного сотрудничества. Определены права и обязанности профессионального психолога, основанные на принципе профессиональной независимости, ограничение, связанное с тем, что психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний. Особое внимание обращено на недопустимость дискредитировать коллег или представителей других профессий. Психологи не должны и профессионально компетентны.

— Разделы о вмешательстве и исследовательских работах и образовании, в которых определяются принципы взаимоотношений психолога и клиента, условия проведения научных исследований. Отмечается, что при осуществлении вмешательств, психолог должен предоставить клиентам и испытуемым необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах (недопустим обман). Свобода клиента не должна быть ограничена.

Литература

1. Общая психодиагностика; Издательство МГУ — Москва, 2012. — 304 c.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты; Бахрах — Москва, 2012. — 672 c.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты; Бахрах-М — Москва, 2011. — 672 c.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты; Харвест — Москва, 2011. — 640 c.

5. Психодиагностика: теория и практика; М.: Прогресс — Москва, 2012. — 207c.

6. Психодиагностика: теория и практика; Прогресс — Москва, 2012. — 206 c.

7. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении. Практическое руководство; Дело — Москва, 2014. — 496 c.

8. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика; Питер — Москва, 2011. — 384 c.

9. Галанов А.С. Психодиагностика детей; Книга по Требованию — Москва, 2012. — 659 c.

10. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика; Академия — Москва, 2013. — 240 c.

11. Государев Н.А. Практическая психодиагностика; Ось-89 — Москва, 2010. — 240 c.

12. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика; Речь — Москва, 2012. — 288 c.

13. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности; Псковского областного института усовершенствования учителей — Москва, 2011. — 280 c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *