Ведическая культура – что это?

Ведическая культура — начальный этап становления религии древней Индии, фундаментальные знания, основа существования человеческого социума.

Термин «ведическая» произошел от санскритского «веды» — «знание». Веды — древние Священные Писания Востока о жизни арийских богов, гимнах («Риг-Веда», «Сама-Веда»), заклинаниях («Атхарва-Веда») и жертвенных формулах («Яджур-Веда»). Они содержали рекомендации к жизнеустройству последователей ведической культуры.

Информация из манускриптов охватывает все аспекты человеческой жизни: медицина — аюрведа, философия, астрология — джйотиш, кулинария, архитектура — васта. Даже Камасутра является частью Священных Писаний.

В древние времена культуре следовали все народности. Сохранившиеся Писания дают ответы на любые вопросы – от ведения хозяйства и сохранения гармонии в семье до строения космических тел. Современные ученые поражены, насколько точными знаниями в области познания Вселенной и движения небесных тел обладали наши предки.

Предполагается, что ведическая культура отвечает на главный вопрос – «в чем смысл жизни?». Изучение манускриптов дало понять, что предки стремились подвести сознание к пониманию своего подлинного предназначения.

В настоящий момент центром ведической культуры можно смело считать Индию, хотя рельно мощные отголоски еще сохраняются в Бирме, Тайланде (на государственном гербе которого изображена птица-Гаруда) и Камбодже, где поклонение ведическим Божествам продолжается и ныне. Есть так же люди, которым свойственно искать следы ведической культуры в национальных узорах и языке на территории Украины и России. Толчком к этим поискам служит очевидное сродство древнейшего языка санскрита и языков славянской группы.

Что такое веды?

Веды — это самые древние священные писания, которые известны людям Земли. Веды посвящены различным областям знаний, медицине и здоровью, архитектуре, политике, психологии, семейным отношениям, астрологии, теологии, религии и духовности, охватывают все сферы человеческой жизни, а также повествуют об устройстве вселенной и даже сферах, которые не являются материальными: тонких мирах, энергетических полях, планетах высших и низших миров.

Понятие «ведическая культура» используется в индуизме не только по отношению к самим Ведам и примыкающим к ним текстам, составленным на санскрите (шрути), но и к другим писаниям, дополняющим их. Применение термина «ведический» сильно обусловлено тем, является ли контекст индологическим, филологическим или религиозным.

Все чаще ученые с удивлением обнаруживают инстересный феномен: то, что они пытаются изобрести эмпирическим путем, ставя опыты и делая выводы, уже давно описано в Ведах. В древности существовала всемирная цивилизация, которая руководствовалась Ведами. Она получила название ведической цивилизации.

По самым современным представлениям ученых ведическая культура когда-то была распространена по всей планете Земля и затрагивала все сферы человеческой жизни. Дошедшие до нас письменные источники (Веды) тех времён содержат в себе информацию буквально обо всём. Начиная от посадки помидоров и установления благоприятных, гармоничных отношений в семье, до создания кораблей, способных бороздить просторы галактики. Над памятниками ведической культуры и сегодня ломают головы именитые ученые. Это невероятно точно и целесообразно построенные города, знания об устройстве космоса и небесных телах, которые нельзя увидеть невооруженным взгядом.

Ведическая культура древних славян

Центром культуры Ведов считается Индия. Хотя доподлинно известно, что Ведические писания — главное духовное достояние и наших прямых предков, славян. Их мировосприятие, верования и уклад жизни называют языческим православием, но оно имеет очень много общего с постулатами ведической культуры.

Ведическая культура древних славян зародилась за несколько веков до Крещения Руси. Это сложный комплекс обрядов, поверий, жизненных устоев и проявлений творчества (иконопись, народное зодчество, музыка и прочие виды исскустава и культуры характерные для того времени).

Наши предки именовали себя ариями, на санскрите — «несущими благо». Главным для них было благородство (благо своему Роду) — совершение добрых поступков и труд на пользу общества. Все решения принимались на общих собраниях, где прислушивались к мнению ведунов – самых мудрых представителей рода. Отсюда еще одна ценность культуры – ведизм («постижение смысла»), подход к принятию оптимального решения сложного жизненного вопроса.

Ведическая культура славян

Мировосприятие славян различало три компонента – материя (тело), энергия (душа) и информация (духовность, дух). Только при гармоничном существовании этих компонентов, их взаимодействии можно достичь гармонии с собой и с внешним миром. Но главный сакральный смысл придавался именно духовности. Он подразумевал модели поведения и только истинно духовный человек был приближен к божественной сущности.

Поэтому ведическая культура славян – это не культ крови, а культура сердца и души.

Ведическая культура Руси

После Крещения Руси началось активное развитие государственности, ведическая культура подавлялась как проявление язычества. Ее вытесняло Византийское Христианство. Но, если проводить аналогии с Библией, заметно сходство с сведическими Писаниями. Те же нормы морали и поведения, те же разделения на материальную, энергетическую и духовную составляющие. Ведическая культура Руси не допускала приношения жертв богам. Жизнь была даром Всевышнего, живой, бесконечной, единой Божественной Личности, способной принимать различные ипостаси.

Русская ведическая культура

Постепенно интерес к древним знаниям угасал, над духовными ценностями стало преобладать материальное благо. Произошло разделение на сословия, нации, государства. Но знания не были утеряны. Постулаты культуры стали родоначальниками мировых религий. Но для жителей России это еще и наследие, дар предков.

Русская ведическая культура начинает возрождаться, а с ней — духовность и нравственность. Согласно Ведам, есть только одна религия и один язык – любовь и открытое сердце. Понимание этого открывает мудрость и истину мира.

Ведическая культура

Веды: карма и реинкарнация

Идея реинкарнации — циклического повторения рождений и смертей, которые происходят, но не запоминаются, — и тесно связанной с ней концепции кармы («для каждого действия есть соответствующее противодействие») с незапамятных времен являются неотъемлемой частью индийской культуры.

Понимание реинкарнации и связанных с ним представлений сводятся к следующим трем принципам:

Действия, совершенные в этом теле, предопределяют следующее тело. Переход души зависит от подспудных желаний и кармы, или суммы дел, совершенных либо в этой жизни, либо во время прежнего существования. Именно по этому принципу создаются различные виды живых существ: каждое тело обладает характерным чувственным свойством. Души вселяются в тела в соответствии со своими вкусами и желаниями.

Душа может избежать перерождения, достигнув сознания Бога. Ведическая традиция учит, что практика бхакти-йоги (йоги преданности) может избавить человека от круговорота рождений и смертей.

Веды о гуру

Из всех понятий, появлению которых мир обязан Индии, возможно, что больше всего недопонимания связано с понятием гуру. Когда уроженцы Запада слышат слово «гуру», перед их глазами возникает противоречивый образ свами с бородой и в странных одеждах.

В ведических писаниях отмечается, что как в любой области знаний нужен учитель, так и для духовного образования требуется наставник. Хотя святой Фома Аквинский обладал аналитическим и философским складом ума, он учился под руководством Альбертуса Магнуса. Аристотель признавал Платона своим учителем, а Платон был учеником Сократа. Очевидно: какими бы духовными способности ни обладал человек, ему все же нужен духовный наставник. Как говорится в писаниях, «чтобы познать трансцендентальную науку, человек должен найти чистосердечного духовного учителя (гуру) по линии ученической преемственности (парампара).

Кроме того, знания, получаемые от гуру, должны соответствовать шастрам (священным текстам) и учениям садху (святых). Гуру также должен быть «сосредоточен на трансцендентном» (брахма-ништхам) после того, как он пройдет путь духовного просветления. Это опять-таки должно быть подтверждено духовными авторитетами в цепи ученической преемственности и писаниями

Веды: изобразительное искусство

В Индии искусство и йога неотделимы друг от друга. В принципе йога проповедует подавление чувств и уход от чувственного переживания. Однако широко практикуется бхакти-йога, в которой чувства служат средством достижения божественного. В этой связи Ананда Кумарасвами (1877 — 1947 гг.), долгое время заведовавший секцией индийского искусства в Бостонском музее изящных искусств, утверждал, что в Индии творческое вдохновение обычно черпается «из чаши обожания — преданной и страстной любви к Божеству». Он отмечал, что в Индии сама цель «любящего (т.е. художника) состоит в том, чтобы «установить личные отношения с Возлюбленным» (т.е. с Богом), и для этого создается «пластический символ» (произведение искусства).

Наиболее ранние скульптурные произведения, изображающие Кришну, отличаются простотой форм. В основном высеченные из камня, они относятся к Кушанскому периоду в Матхуре (II-III век н.э.). В последующие столетия на юге Индии скульпторы стали использовать и другие материалы: металл, терракоту, дерево.

Наиболее высокого расцвета индийская скульптура и искусство в целом достигли в период правления Гуптов (IV-VI век н.э.), который называют классическим в индийском искусстве. Известный, ныне покойный, индолог А.Л.Бэшем писал: «Скульптура Гуптов дышит безмятежностью, спокойствием и уверенностью. Именно в это время Индия создала лучшие творения религиозного искусства».

Ренессанс в индийской живописи приходится на период правления Великих Моголов. Мусульманские правители были покровителями вайшнавского искусства. Император Акбар (1556 — 1605 гг.), в частности, пригласил художников для иллюстрирования «Рамаяны» и «Махабхараты» и других классических произведений. Этот период ознаменован расцветом индийской миниатюры.

Предвестниками современной кришнаитской живописи в ХХ веке были художники Джамини Рой и Джордж Кейт. Роем написаны сотни картин, на которых изображен танцующий и играющий на флейте Кришна. Кейт создал ряд произведений живописи на темы «Гита-говинды». В числе художников нового направления можно также назвать Б.Г. Шарму, чьи изображения Кришны в этом жанре наиболее популярны. К этому же направлению принадлежат и члены «неоведической» художественной академии Международного Общества Сознания Кришны, которые подают традиционную тему в манере европейских мастеров.

Духовная Индия

Духовностью проникнута вся индийская культура. Духовность является неотъемлемой частью семейной и социальной жизни, а также многих основных политических движений. Для обычного человека, живущего в Индии, религия — это выражение универсальной истины, глубокого и сложного движения души. Индийская религия настолько всеобъемлюща, что она овладевает человеком гораздо сильнее, чем западные религиозные традиции.

Большинство населения Индии — индусы (термин этот не точный, о чем речь пойдет ниже). Сам индуизм называют «конгломерацией религий”. Об этом свидетельствует тот факт, что под одним общим названием «индуизм” собрано много различных традиций: поклонение Вишну (вайшнавизм), поклонение Богиням (шактизм), поклонение Шиве (шиваизм), а также многие мелкие культы и религиозные секты.

Все эти религии зародились в Индии, как и некоторые другие более поздние традиции: буддизм, джайнизм и сикхизм (первые две — 2500 лет назад, а сикхизм появился в ХVI веке). Буддизм и джайнизм главным образом касаются сферы морали и этики, в частности, соблюдения принципа ахимсы, то есть непричинения вреда всему живому. Сикхизм — оригинальное сочетание индусских и исламских верований. В Индии проживает приблизительно шесть миллионов буддистов, три миллиона джайнов и 16 миллионов сикхов.

Пришедшие в Индию религии — зороастризм, ислам, христианство и иудаизм — также заняли важное место в ее духовном пространстве. Зороастризм возник в древней Персии. Ее основатель Заратустра выдвигал на первый план борьбу между Добром и Злом. В настоящее время в Индии живут около 85 тысяч парсов.

Исламские завоеватели вторглись в Индию в ХII веке. В течение многих столетий управлявшие страной с переменным успехом, сейчас мусульмане составляют 11 процентов ее населения. Таким образом, мусульмане являются самым многочисленным религиозным меньшинством в стране.

Хотя ранее считалось, что христианство принес в Индию апостол Фома в 52 году н.э., многие исследователи в настоящее время считают, что эта религия появилась в IV веке с прибытием сирийского купца Фомы Каны. Он высадился в Керале с 400 семей и основал там Индийскую сирийскую православную церковь. Сейчас в Индии около 18 миллионов христиан, большинство из которых живут на юге.

Ведические храмы Индии

Подобно соборам во Франции или в Ватикане вайшнавские храмы вызывают благоговейный трепет. В то же время они вызывают чувство близости с Божественным. Известный исследователь истории религии Мирче Элиаде так охарактеризовал художественную ценность индийских храмов:

«(Такие) храмы … точно повторяют очертания человеческого тела. Символическим планом храма является Ваступуруша Мандала — диаграмма, выполненная там, где он будет находиться. Эта диаграмма содержит схемы движения Солнца относительно знаков зодиака, луны, планет, изображения полубогов, очертания человеческого тела, а также символически передает их формы храму, воздвигаемому над ней. В учебниках индийской архитектуры храмы сравниваются с человеческим телом: портик — это рот, а купол — голова. Точно так же, как на голове есть темечко, через которое душа в момент смерти уносится на небеса, над куполом возвышается шпиль. Внутреннее святилище в храме — это ни что иное как место, где помещается душа в человеческом теле… Поскольку храм представляет собой человеческое тело, посещение храма — это как познание самого себя. Общение с изображением Божества в святая святых храма символизирует встречу с ним в глубине своего сердца».

«Божество в святилище» — непременный атрибут храма: это символизирует личное присутствие Господа в алтаре в образе божества (арча-виграха). Божество считается Самим Господом, чем-то вроде аватары, которая называется арча-аватара. Как указывается в «Бхагавата-пуране» (11.27.12), Бог в форме арча-аватары может явиться в одном из восьми материальных элементов: камня, дерева, металла, земли, краски, песка, драгоценного камня или разума. Согласно традиции, чтобы получить признание в качестве формы Божества достойной поклонения, священнослужитель — брахман должен эти элементы «наполнить божественным присутствием». Важно, чтобы Божества точно соответствовали размерам, указанным в трактатах.

Храм Джаганнатх Мандир в Пури, штат Орисса. Построен 2000 лет назад. В храме — самая большая кухня в мире.Как только Божество установят в храме, на алтаре начинают совершать положенные Господу обряды: рано утром брахманы пробуждают Божество, дают ему завтрак, произнося при этом особые мантры. В полдень его угощают обедом, после чего Божество ненадолго ложится спать. Затем жрецы кладут на алтарь различные подношения для удовольствия Божества. Вечером жрецы устраивают для него большой пир и исполняют мантры перед тем, как оно отойдет ко сну.

Алтарные таинства совершаются опытными жрецами, а цель посещения храма — даршан, то есть возможность благоговейного созерцания прекрасного изваяния Господа в алтаре. Поклоняющиеся произносят мантры, прославляя Божество, восторгаются его красотой и молятся.

Ведическая цивилизация

Среди «эзотериков» разного калибра прочно утвердилось представление о существовании на Земле (в том числе и на территории современной России) в далеком прошлом высокоразвитой цивилизации. Многие считают ее ведической; в качестве интересного примера попыток реконструировать дохристианские представления древних славян можно назвать «Русские Веды» А. И. Асова (Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Наука и религия, 1992).

Веды: апретная археология

Новым находкам, влекущим за собой изменения устоявшихся представлений, нелегко найти себе место в научной картине мира — естественный консерватизм присущ в той или иной степени всем сферам человеческой деятельности, и наука не является исключением. С помощью использующихся сейчас научных методов исследования можно подтвердить или опровергнуть только уже имеющиеся представления. Внимание ученого сосредоточено на подтверждении уже существующих теорий, что приводит к искажению объективной картины. Поиск подтверждений доминирующих представлений осуществляется систематически всей исторической наукой, в то время как обнаружить нечто, выходящие за рамки существующих теории и представлений, можно только случайно, скорее вопреки теории, чем благодаря ей. Все это приводит к тому, что историк все больше и больше попадает в плен мнения научного истеблишмента, и все с большей настороженностью относится к открытиям, не вписывающимся в общепринятую концепцию.

Находки и свидетельства, подтверждающие существование в древности развитых цивилизаций на всей планете, зачастую игнорируются. Факты, не вписывающиеся в традиционный подход, остаются вне поля зрения исследователей, поскольку не существует адекватной теоретической и философской базы для их объяснения. Этот естественный процесс фильтрации знания приводит к тому, что некоторые сведения оказываются просто вычеркнутыми из истории (если факты не согласуются с теорией, тем хуже для фактов). Потрясающее количество примеров действия подобного рода «фильтров», а также примеры откровенного утаивания не укладывающихся в уме свидетельств о древнейшей истории «человека разумного» можно найти в труде «Forbidden Archeology» (Michael A. Cremo and Richard L. Thompson). Впрочем, чтобы понять, что история прошлого пишется сегодня, вдумчивому читателю не надо искать далеких во времени и пространстве примеров, достаточно вспомнить, сколько раз переписывалась история России за последние годы, и сравнить учебники истории России, выходившие последние 10-20 лет.

Древние ведические цивилизации на территории россии

Вопрос существования развитых цивилизаций на территории России древностью более 4 тысяч лет назад почти не исследован. Это связано с тем, что территория России (особенно Урала и Сибири) считалась отсталой окраиной более известных древних цивилизаций — египетской, шумерской и др. В результате данные, подтверждающие наличие развитых древних цивилизации на территории России, были найдены только в последней четверти прошлого века. Ученые только приступают к изучению и предварительному описанию обнаруженных городов, захоронений и других памятников цивилизаций бронзового века.

Страна ведических городов

Города были духовными, административными, ремесленными центрами областей, насчитывающих множество деревень, связанных друг с другом и с центральным поселением. Поражает уровень развития архитектуры и городского строительства. Например, Аркаим представляет собой целостную конструкцию площадью около 20000 кв.м., которую возвели однажды и больше не перестраивали. Это уникальное поселение внезапно было оставлено жителями. При этом не найдено никаких признаков нападения, сражения или природного катаклизма, которые могли бы вынудить жителей покинуть. Хотя на остатках комплекса имеются следы пожара, но этот пожар не был неожиданностью для его жителей. Складывается впечатления, что город был оставлен и сожжен жителями, ушедшими в неизвестном направлении по неизвестным причинам.

По данным сравнительной археологии основной поселенческий и погребальный комплексы Синташты датируются второй четвертью 2-го тыс. до н.э. (3500 лет назад). Радиоуглеродные оценки возраста Аркаима — 3600-3900 лет тому назад. Согласно измерениям астроархелогии, возраст Аркаима на тысячу лет больше — 4500-5000 лет, что делает уральские городские комплексы ровесниками знаменитого Стоунхенджа.

Буквально в последние годы по всей территории России сделаны десятки подобных мелких открытий, которые еще не осмыслены исторической наукой. Открытие древних городов и артефактов на территории России связывается с обнаружением подобных комплексов на других континентах: знаменитого Стоунхенджа в Англии, пирамид Египта, следов древних культур на американском континенте (предшественников цивилизаций майя и ацтеков), Хараппской цивилизация Индостана.

Ведические тексты как исторический документ

Говорить об уровне развития общества и реконструировать представления людей, живших за тысячи лет до нашего времени, исключительно на основании обнаруженных предметов очень сложно. Значительно проще это сделать, если сохранились письменные источники, из которых мы могли бы получить дополнительную информацию о происходивших процессах. Разумеется, даже письменные источники не дают полной картины событий. Если, например, существует документ, в котором войну описывает представитель победившей стороны, а свидетельства потерпевших поражение не обнаружены, то ясно, что информация не будет исчерпывающей.

Порой мы располагаем множеством документов из какой-то одной эпохи, но уже из следующего столетия до нас ничего не дошло. Письменные данные всегда фрагментарны, и пользоваться ими надо с большой осторожностью. Однако что бы мы знали о древней Греции, если бы в нашем распоряжении были только археологические данные (остатки городов, предметы быта, захоронения и т. д.), но нам была бы неизвестна ее литература? Собственно, открытие древней Греция произошло только в средние века, когда были обнаружены и переведены некоторые литературные источники. Уже на основании найденных текстов выдвигались гипотезы, планировались исследования, интерпретировались полученные данные. Другим ярким примером может служить открытие легендарной Трои археологом-любителем Генрихом Шлиманом, который предположил, что текст «Иллиады» Гомера говорит о реальных событиях, а не является плодом фантазии древнего грека. Это открытие было сделано уже в XX веке, вопреки общепринятому (и поддерживаемому научным истеблишментом) мнению о мифологичности «Иллиады» и «Одисеи», и произвело настоящий фурор в исторической науке. История открытия Трои показывает, насколько может закостенеть историческая наука, и как быстро могут измениться научные представления о прошлом, кажущиеся сейчас незыблемыми.

История ведическая и история академическая

Альтернативой академическому подходу, свободной от его недостатков, может стать ведическая наука. Академическая историография традиционно опирается исключительно на вещественные свидетельства — археологические находки, анализ письменных источников, особенностей языка и т. д. Ведическая же наука в дополнение к самым современным научным методам использует информацию, полученную по цепи ученической преемственности.

«Благодаря уникальной системе передачи и сохранения знания мы сегодня можем знать о событиях прошлого, фактически видеть глазами тех, кто жил сотни и тысячи лет назад. Примеры эффективности передачи знания с помощью подобных «цепочек» мы можем найти, например, на территории Индостана — сначала Веда заучивается наизусть, потом изучаются различные уровни смысла и понимания Веды, правила и особенности его практического применения» (Учебник «История религии» в 2-х томах). Информация о событиях прошлого передается от учителя к ученику (парампара) на протяжении тысячелетий практически без искажений, позволяя не только изучать следы прошлого, но правильно понимать их. Использование дополнительных источников информации существенно расширяет возможности ведической науки в интерпретации имеющихся фактов и понимании древних культур и цивилизаций.

Ведическое описание древнейшей истории мира не противоречит современным представлениями об истории древнего мира и имеющимся археологическим данным. И, вместе с тем, ведическое описание прошлого разительно отличается от традиционного, привычного нам со школьной скамьи, научного представления об истории цивилизации.Среди «эзотериков» разного калибра прочно утвердилось представление о существовании на Земле (в том числе и на территории современной России) в далеком прошлом высокоразвитой цивилизации. Многие считают ее ведической; в качестве интересного примера попыток реконструировать дохристианские представления древних славян можно назвать «Русские Веды» А. И. Асова (Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Наука и религия, 1992).

Данные, накопленные исторической наукой, могут быть объяснены в помощью ведического подхода, в то время как академическая наука пока не всегда в состоянии проверить и объяснить утверждения Вед в силу ограниченности подходов и методов исследования. В том случае, если свидетельства духовной культуры прошлого по той или иной причине недоступны, историку остается строить догадки по поводу далекого прошлого, исходя из своих собственных представлений. Ведическая историография учитывает влияние современности на наши представления об истории, в то время как академическая наука зачастую позволяет себе игнорировать роль сознания исследователя в научном процессе, пытаясь скрыться за объективными материальными свидетельствами и методами исследования. Цепь ученической преемственности позволяет сохранять без искажений знание, и защищает его от искажений и относительных интерпретаций.

Веды: история древнейших цивилизаций

Согласно доминирующим в исторической науке представлениям о развитии цивилизации и человека, появление современного человека (homo sapiens) произошло около 40 тыс. лет назад, а зачатки современной цивилизации появились около 10 тыс. лет назад. Согласно ведической периодизации истории, 5 тыс. лет назад заканчивается история цивилизаций, основанных на принципах Вед, и существовавших на протяжении тысяч и миллионов лет. Более поздние события также описаны в некоторых ведических источниках, но уже как история не-ведических цивилизаций.

Веды делят историю цивилизаций на земле на четыре эпохи различной продолжительности — юги. На границе эпох происходит смена типов цивилизации и культуры (в зависимости от понимания и соблюдения нравственных и религиозных принципов, основанных на знании). Пять тысяч лет назад единая цивилизация и культура, основанная на принципах Вед, стала быстро распадаться. Культуры, объединенные прежде вечными духовными ценностями и развитым знанием, разделились на региональные, поначалу сохраняющие единые черты, но все более и более отдаляющиеся друг от друга. Островки ведической культуры постепенно тают, фактически исчезая около 3 тыс. назад — практически полностью разрушаются духовные и нравственные основы, утрачивается знание Вед. На смену ведическим цивилизациям и культурам приходят набирающие силу цивилизации «железного века» (кали-юги), эпохи ссор, лицемерия и конфликтов.

Академическая история древнего мира исследует не-ведические цивилизации и культуры. И в описании этого периода истории (3-8 тыс. лет назад) между академической и ведической историографией нет принципиальных разногласий. Однако академическая наука испытывает немалые затруднения в объяснении уже обнаруженных находок. В частности, до сих пор не удается расшифровать письменность многих древних цивилизаций, существовавших не так давно (по ведическим меркам) — 3-5 тыс. лет назад (например, Хараппской цивилизации в долине Инда, более пяти тысяч лет назад строившей большие города с водопроводом и канализацией в каждом доме). Одна из причин — открытия были сделаны сравнительно недавно, количество обнаруженных надписей незначительно, и это существенно замедляет процесс исследования. Такая же ситуация складывается относительно находок на южном Урале (Страна городов — Аркаим, Синташта и т.д.) и ряда других очагов древних цивилизаций на территории России. Тем не менее в этой области постепенно намечается прогресс. Так, группе сотрудников Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии Наук во главе с Ю. В. Кнорозовым (частично расшифровавшим в 50-60-х гг. письменность майя) удалось приблизиться к прочтению таинственных текстов, оставленных жителями Древней Индии на каменных печатях, их оттисках на глине, сосудах, подвесках и оружии.

С позиции ведической истории существование протоцивилизаций легко объяснимо; более того, в ведических писаниях описываются гораздо больше центров и очагов цивилизации данного периода, нежели известно сейчас. Эти очаги цивилизаций, существовавшие в период 3-8 тыс. лет назад, возникли в результате постепенного распада единой культуры, основанной на принципах Вед и существовавшей на территории всей планеты.

Как найти ведическую цивизизацию

Прежде всего, необходимо учесть, что ведические представления о развитой цивилизации значительно отличается от современного понимания цивилизации. Поэтому историку, желающему обнаружить следы ведической культуры традиционными методами, придется столкнуться с большими трудностями, поскольку современная наука ориентирована на поиск цивилизаций, аналогичных существующей.

Применять традиционные подходы исторического исследования на основании того, что они зарекомендовали себя в прошлом, все равно что исследовать пятна на солнце с помощью микроскопа. Если же мы хотим найти следы ведических цивилизаций, то нам необходимо сначала определить, что мы собираемся искать — каковы особенности ведических цивилизаций и возможные следы их деятельности.

Какие культуры мы можем называть ведическими? Ведическая культура — культура, основанная на принципах, записанных в Ведах. Последователей ведической культуры называют ариями. Проведя анализ значений слова «арий», к.ф.н. А. С. Тимощук приходит к выводу, что «все эти значения указывают на философские принципы, мировоззрение, основанное на законе писаний. Поэтому можно полагать, что название «арий» указывает на человека, разделяющего ценности Вед, аналогично тому, как «европеец» понятие не географическое, а аксиологическое. Эти понятия указывают на качество жизни» . Ариями называют тех, кто понимает истинную ценность человеческой жизни и чья культура основана на принципах духовного самопознания. Более полно познакомиться с содержанием Вед, способами их передачи, богатой ведической культурой, можно на странице «Ведическая культура».

Ведическая наука описывает историю духовного развития цивилизаций, независимо от расы, национальности, конфессиональной принадлежности, места проживания и уровня материального и технологического развития; в ведической литературе слово «арий» никогда не отождествляется с этническими принципами. Любой человек, обладающий необходимой квалификацией и желанием, может получить ведической знание и применить его на практике, не взирая на окружающие условия и даже материальные качества личности.

Если с помощью традиционных методов современной науки с большим трудом удается понять воззрения и представления древних (и то, если нам доступны письменные источники, говорящие нам о смыслах), то каковы шансы с их помощью определить присутствие духовной культуры, находящейся еще глубже, за уровнем смыслов и текстов? Есть яркие примеры того, как при формальном следовании традиции и писаниям, утрачивалось живое духовное содержание: Христа, говорившего от имени Бога, распяли при активном участит фарисеев и саддукеев, считавших себя истинными последователей духовной традиции. Велика ли вероятность на основании анализа обрывков письменности и вещественных остатков тысячелетней давности определить уровень духовного развития цивилизации прошлого? Это возможно только в том случае, если сохранилось живое свидетельство, передаваемое по живой цепи от учителя к ученику.

«Но разве развития человеческой цивилизации не приводит к появлению материальных свидетельств, на основании которых мы сможем судить об уровне развития цивилизации?» Именно такое предположение лежит в основе современной исторической науки, которая реконструирует прошлое по остаткам искусственного, антропологического воздействия на окружающий мир. Современная историческая наука действительно может успешно обнаружить следы цивилизаций, создающих искусственную, неестественную среду обитания вместо существующей природной. Она может написать историю катастроф; историю цивилизаций, не способных находиться в гармонии с окружающей средой; цивилизаций, балансирующих на грани хрупкого равновесия. Даже если предположить, что такие цивилизации существовали в далеком прошлом, вероятность обнаружить их обратно пропорциональна промежутку времени, разделяющего нас (учитывая непродолжительность существования творений рук человеческих на фоне возраста планеты). И чем более древнюю цивилизацию мы хотим обнаружить с помощью современных методов исследования, тем больший ущерб она должна была нанести окружающей среде, чтобы быть замеченной спустя тысячелетия. В Пуранах (исторических хрониках) упоминаются материалистические цивилизации, существовавшие в далеком прошлом, но опровергнуть или доказать их существование с помощью современных научных методов практически невозможно.

Тем более невероятной является возможность исследования средствами современной исторической науки цивилизаций и культур, строящихся на этических и религиозных принципах Вед. Ведическое знание позволяет создавать высокоразвитые (в том числе и по уровню материального комфорта) цивилизации не вопреки окружающему миру, но в гармонии с окружающей средой. Ведические цивилизации основаны на использовании царящей в природе гармонии в целях взаимного развития и обогащения. Единственное условием этого является Веда (полное знание) об устройстве окружающего мира и роли человека в нем. Ведическое общество органично вписывается в окружающую среду и потому не создает искусственной среды обитания. Естественно, что материальные следы существования такой цивилизации обнаружить традиционными методами невозможно даже спустя непродолжительное время.

Конечно, можно было бы реконструировать духовные представления ведической цивилизации на основе письменных свидетельств. Однако проблема в том, что ведическая культура была основана на развитии врожденных способностей человека и не нуждалась в создании искусственных устройств ради поддержания слабеющего здоровья, силы, интеллекта. Согласно ведическим текстам, возникновение письменности вызвано деградацией цивилизации, ослаблением внимания и памяти людей. В прежние времена человек обладал превосходной памятью и не нуждался в письменности, поэтому Веды называются «шрути» — то, что воспринято на слух. Шрути были записаны мудрецом Вьясой примерно 5 тысяч лет назад на благо современному человеку, и с тех пор известны как ведические писания. Записанные тексты не заменяют, а дополняют живую цепь передачи знания от учителя к ученику, которая одна способна не допускать искажения смысла записанных текстов на протяжении тысяч лет. Следовательно, на основе анализа письменных источников вряд ли можно обнаружить древние цивилизации, основанные на принципах Вед, а тем более обнаружить цивилизации, не пользовавшиеся таким примитивным способом передачи информации, как письменность.

Процесс становления современной ведической науки, в частности, истории, только начался, но даже уже имеющиеся факты позволяют судить, что мы столкнулись с чем-то грандиозным и существенным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *