Вероисповедание Японии

Содержание

Культура современных японцев сильно отличается от других народов мира. И способствовала такому положению вещей религия древней Японии. Менталитет жителей страны Восходящего Солнца можно противопоставить образу мыслей граждан любого европейского государства. И поскольку Япония длительный период была страной закрытой и неконтактной, тот взгляд на мир, что вырос из тотемизма и синтоизма, прочно поселился в умах и сердцах японцев.

Корни древней религии Японии

Примерно в 6 веке в Японии начались процессы по объединению нескольких религий, которые уже тогда были популярны в стране. Изначально простые верования японцев базировались на одухотворении всего живого на земле. Они считали, что мир появился в результате спонтанного желания неба и земли. Богиня Идзанами и Бог Идзанаги породили Богиню солнца Аматэрасу, которую особо почитали в Японии. А сами Японские острова, согласно легенде, появились из капель, что упали с поднятого из Мирового океана копья и затвердели. Именно Бог Идзанаги поднял это копье, и до сих пор считается основателем этого государства.

Вышеприведенная легенда является основной в древней религии японцев «синто», или синтоизме. Кстати, это религиозное течение формировалось без китайского влияния. И заключало в себе следующие постулаты:

  • Жизнь присутствует везде. Камень, человек, насекомое, вода – все обладает духом, живет и мыслит;
  • У любого материального предмета в мире есть ками (душа);
  • Особое отношение к камням. Японцы верили, что после смерти душа человека заключалась в камень, чтобы оберегать свой род;
  • Единение природы и людей – высшая ценность в синтоизме;
  • Нет контрастов, делений на хорошее и плохое;
  • Инь и Янь существуют в гармонии, являясь основой мироздания.

С четвертого века, когда племена монголов заняли территории будущей Японии, существовали верования в магию, анимизм и тотемизм. Вплоть до 7 века эти направления активно развивались вместе с самими народами. Затем, благодаря влиянию Китая, его языка и культуры в Японии появились конфуцианство и буддизм.

Синтоизм — это мифологические верования в божественное происхождение японского народа. Исходя из аспектов религии, любой японец считался потомком второразрядных духов, а сам император являлся потомком духов самого неба.

Культ предков и поклонение матери-природе – вот те тезисы, которые вызывали у каждого жителя Японии священный трепет. Как таковой централизации божественной власти не было, но было многообразие сфер, где обитали разные ками (души).

Кроме огромного пантеона официальных Богов и Богинь, у всех семей в Японии были свои божества, которые почитались ими прямо во дворах их домов. Для обожествленных предков возводились небольшие каменные сооружения. Согласно записям того времени особых обрядов или ритуальных действий тогда не существовало. И даже сама религия получила свое название от китайцев, а не от японцев. Ее название в переводе звучало, как «путь местных Богов».

Буддизм, проникший в страну Восходящего Солнца, и пустивший там крепкие корни в средние века, можно именовать надстройкой основной японской религии. Синтоизм и буддизм плотно срослись между собой, почти не противореча друг другу. Так даже храмы двух религий выглядели похоже. В буддистских храмах иногда возводился отдельный алтарь для почитания духов-предков. А в синтоистских храмах все же существовали упрощенные ритуалы поклонения фигуркам-тотемам, символизировавшим божества. После произнесения магических формул, в синтоистских храмах жрецы (каннуси) и прихожане оставляли скромные дары: морепродукты, овощи, фрукты и рис.

Те, кто исповедовал религию предков, должны были беспрекословно подчиняться божественной власти императора, а также власти тех, кто выше на публичной иерархической лестнице. В 19 веке буддизм подвергся запрету, а синтоизм распался на мелкие ответвления, которые гармонично дополняли друг друга. Но в 1889 году для японцев издали закон, который разрешил свободу вероисповедания. И буддизм вновь вернулся в Японию на законных основаниях. Синтоизм же стал семейной религией, где каждый род мог исповедовать свою версию синто, или сменить ее на другую по желанию.

Современные проявления синтоизма в Японии заключены в 80 тысячах действующих святилищ. В них проводят обряды более 27 тысяч священнослужителей каннуси. Жизнь жрецов практически ничем не отличается от жизни простых японцев. Они могут жениться, заводить детей, работать на других работах.

Доходы храмы получают от паломничества, также служители храмов реализуют различные обереги и амулеты. В стенах священных зданий проводятся свадебные церемонии. Регулярно организуются разнообразные фестивали.

Во время жертвоприношений каннуси молят духов о благосклонности. Стараются призвать наибольшее количество положительно настроенных ками, а также задабривают и мирятся со злыми духами.

В деревнях религиозная составляющая «синто» выделяется сильнее, чем в городах-миллионниках. Там люди обращаются к покровителю деревни в случае неурожая, стараются решать бытовые проблемы через обращения к предкам. Верят в мифы и легенды. Соблюдают приметы.

Городские жители редко совершают ежедневные ритуальные действия. В основном их соприкосновение с религиями ограничивается праздничными обрядами.

В письменном виде информация о древнем веровании содержится в трудах «Кодзики» и «Нихонги». Мифологические трактаты были созданы 700-хх годах нашей эры. И содержат сказания, которые ранее передавали из уст в уста.

Высшее божество в синтоизме – Богиня Аматэрасу. Помимо верховной богини в мифологии «синто» насчитывается более 8 миллионов ками. Синтоизм можно считать чем-то большим, чем просто религией. Это своеобразная смесь мировоззрений, духовных методик и идей. Где главное – не молитва, а действия и образ жизни. Поэтому многие жилища японцев выглядят так аскетично, а рацион прост и непритязателен.

Главными обрядами синтоизма являются очистительные хараи. Среди целей обрядов можно выделить стремление очиститься от лишнего и наносного, чтобы видеть мир ясно и четко.

Гармония мира людей, мира духов и мира природы – высшая цель данной религии. К тому же, имеет немалое значение «божественное» происхождение японского народа. Согласно постулатам «синто», японцы – прямые потомки богов, созданные по их осознанному желанию. Идеология превосходства над остальными людьми в мире красной нитью проходит через всю синтоистскую мифологию. Каждый японец верит, что после смерти он также станет ками, поэтому уважительно относится к разным духам и божествам. Для приверженцев синтоизма мир не делится на хороший и плохой, а является цепочкой взаимосвязей, где все зависит от обстоятельств. А абсолютного зла, как и абсолютного добра не существует.

Япония и буддизм

Сегодня традиционная религия Японии – буддизм. Наравне с синтоизмом эта религиозная философия прочно пустила корни в духовную составляющую страны. До Второй мировой войны в стране Восходящего солнца официальной религией признавали синтоизм, а буддизм был лишь вспомогательным направлением духовного развития. Сегодня Япония считается светским государством, а все религии на ее территории – личным выбором каждого японца.

В 467 году пять монахов из Китая посетили земли, на которых теперь располагается современная Япония, и привнесли основы буддизма в культуру народов, проживавших там.

Позднее новая вера обрела в Японии, как ярых сторонников, так и категоричных противников. Род Сога выступал за новую религию, а члены семьи Мононобэ отвергали буддизм полностью. Противостояние двух известных родов привело к победе Сога. И буддизм стали официально признавать и развивать.

Вопреки мировым стереотипам, буддизм – религия неоднородная, и не такая мирная, как кажется на первый взгляд. Существуют исторические свидетельства о том, что буддистские школы враждовали между собой, иногда доходило и до кровавых междоусобиц.

В 8 веке существовало шесть школ буддизма в Японии. Это были следующие школы:

  • Санрон-сю. Для школы был характерен «средний путь», как неприятие крайностей, а также философия пустоты;
  • Хоссо-сю. В данной школе верили, что сознание является хранилищем всех идей, которые были и будут на земле;
  • Куся. В основе этого учения лежали общие доктрины буддизма;
  • Дзедзицу. Считалась японским ответвлением Сарон;
  • Риссю. В ней чтили монашеские заповеди винаи, нивелируя философские теории;
  • Кэгон-сю. Для представителей этой школы мир – единое целое, и все является взаимопроникающим.

Многие из вышеперечисленных школ сегодня не действуют. Другие же объединились в одну школу. Простые люди не могли в полной мере постичь все аспекты учений, а вот знать и духовенство всерьез развивало данные теории. Буддизм мирно уживался с другими религиями, впитывал в себя их особенности, и в ответ насыщал духовную жизнь своими тонкостями.

В 9 веке при Императорском дворце успешно развивались две школы буддизма: Сингон-сю и Тэндай-сю. В 11 веке получило популярность учение «о чистой земле». В 12 веке распространилось учение школы Дзэн. Далее разные школы завоевывали первенство с переменным успехом. На сегодняшний день классические школы буддизма представлены в Японии в виде 60 групп, которые имеют членство во Всеяпонской буддийской ассоциации.

В стране также зародился и необуддизм. Он отличается от традиционного верования большим монотеизмом и культом лидера. Цель ритуалов – получение земных благ. Еще в этом направление ведется очень активная работа с молодежью. Каждый обряд продумывается лидерами школы до мелочей, и, обычно, выглядит, как красивая и яркая постановка.

Разнообразные школы буддизма соединяют в себе почти все аспекты философии, или довольствуются лишь несколькими из них. Философия, культура, медитация, ритуалы, мантры – все это входит в классические постулаты буддизма. Отсюда вытекает и деление на классы, которое присутствует в каждой школе. Ведь то, что хорошо для самураев, для простого народа смерти подобно.

Конфуцианство по-японски

Конфуцианство – это религиозно-философская система, которая основана на учении философа Конфуция. Согласно этому учению от рождения в человеке заложен гуманизм, а также ждут своего развития милосердие, доброта, сдержанность, альтруизм, скромность, человеколюбие и сострадание. Отдельное место в этом религиозном направлении занимает долг. По мнению Конфуция, долг является высшим законом среди моральных обязательств, которые человек принимает на себя совершенно добровольно.

Еще конфуцианство пронизано четким представлением о верности. Человек обязан быть верен своему повелителю, должен уважать и чтить родителей, для него важные авторитеты – это величина абсолютная.

Комплекс морально-эстетических знаний, из которых и состоит конфуцианство, делает это течение более светским, чем религиозным. В Японии данная религия прижилась благодаря тем догматам, которые связаны с почитанием предков, почтением, а также верностью власти. В этом конфуцианство тесно перекликается с синтоизмом.

Конфуцианство, привнесенное в Японию из Китая, получило одобрение правительства еще и потому, что в нем предусмотрено воздействие на общество в целом, а не на психологию отдельного индивида в частности, как в буддизме.

Конфуцианское течение сыграло не только идеологическую роль. Немало оно значило и для образования. Так обучение грамоте проводилось с использованием трактатов Конфуция. С 1603 года по 1868 год неоконфуцианство все-таки стало основной религией Японии.

Считается, что прочную базу в Японии конфуцианство получило в 6 веке. Исходя из исторических документов, можно утверждать, что в 609 году была создана так называемая японская миссия. В составе знатной группы для обучения в Китай был отправлен потомок императора Одзин Минабутино Саен. Благодаря этому мировоззрение было поддержано японскими правителями в период становления государства.

Последователи философского течения стали первыми летописцами японской истории. Активно участвовали в строительствах храмов, складов, вели учет и просветительскую деятельность.

С 7 века владение конфуцианскими догмами считалось отличительным знаком аристократической прослойки. Во времена правления Тэндзи открылось первое училище, которым управляли ученые-конфуцианцы. Далее училище было модифицировано в Императорскую школу.

Храм Конфуция

Именно благодаря конфуцианству образование «пошло» в массы. И перестало быть прерогативой знати. Некоторые японские феодалы противились принятию этого философского направления. Все дело было в том, что оно мешало им бороться за власть, а также порицало клановые междоусобицы.

Япония – удивительная и очень многогранная страна. Переживая распри и войны, японский народ умудрился сохранить, и усилить свои традиции. В Японии гармонично соединились все три главные религии: буддизм, синтоизм и конфуцианство. Каждая из них заняла свою нишу, а также нашла ту область, где могла быть применена в реальной жизни. Духовная культура японцев остается богатой и сегодня. И подтверждением этому служат те правила поведения в обществе, которые можно встретить в современной Японии.

Какую религию в Японии можно назвать преобладающей?

На вопрос, какая религия в Японии преобладает, сложно дать однозначный ответ. Если составить импровизированный рейтинг, то буддизм и синтоизм разделят между собой первое место. А конфуцианство окажется на последнем.

Если мерить роль религий в культуре Японии меркой времени, то древнее всех окажется как раз «синто». Жить в единстве с природой и чтить духов японцы продолжают и сегодня. И поскольку страна Восходящего солнца считается светской, законодательно ни одна из вышеперечисленных религий не закреплена, как главенствующая.

Степень влияния конфуцианства на Японских островах не так велика, как может показаться на первый взгляд. Но каждый образованный японец на сегодняшний день знаком с постулатами, которые проповедовал Конфуций. Да и само правительство старается искусственно развивать данное направление, так как видит в нем много пользы.

Поэтому официальной религией Японии называют смесь буддизма с синтоизмом. Подобное разнообразие религиозных течений не только не разобщило страну, а, напротив, обогатило ее быт и культуру новыми знаниями и представлениями. В Японии до сих пор существует множество школ и храмов, привносящих в повседневную жизнь совершенно разные догматы и правила. И любой японец волен выбирать сам, приверженцем какой религии он станет.

Магия и религия Японии: две стороны одной медали

Многие религиозные ритуалы японцев носят не только сакральный, но магический смысл. Само существование магии в Японии (или веры в нее) подтверждается наличием на этой земле колдунов Оммедзи. Эти мастера умеют поддерживать равновесие вселенной, когда в ходе магических ритуалов влияют на ход событий земной жизни. Также таким людям приписываются способности предсказывать будущее. Согласно легендам они умеют творить магию наравне с ками и другими сверхъестественными существами.

Оммедзи совершают магические действия, используя пять элементов: металл, огонь, дерево, землю и воду. Многие из них берут плату за свои услуги. Конкуренцию им могут составить лишь жрецы «синто» и буддистские монахи. И то только в том случае, когда требуется изгнать нечисть из человека или жилища.

Есть свидетельства, что во все времена были такие люди, которых считали живым воплощением ками. Некоторые из них были особо приближены к императорской семье.

Люди, идущие путем Оммедзи, изучают буддизм, синтоизм и другие направления для практических действий, а не для философских измышлений. Помимо колдунов в японской мифологии много иных представителей магического мира, которые влияют на повседневную жизнь в разных областях.

Считается, что японские колдуны не имеют четкого деления на черных и белых. Но есть среди них и такие, которые выбирают путь света или тьмы, и придерживаются его до конца.

Ходят слухи, что монахи и жрецы разных конфессий также умеют делать множество необычных вещей. Но не развивают эти способности специально, а получают их, как побочный эффект от духовного развития.

Отношение к религии в Японии сегодня

Исследователи японской культуры не раз выдвигали теории о том, что японцы «псевдорелигиозны». Такие выводы делались, потому что религии, преобладающие в стране Восходящего солнца, не требуют соблюдения жестких ежедневных ритуалов. На самом деле, религиозность японцев можно считать довольно глубокой. Ведь вся их жизнь пронизана нормами, взятыми из «синто», конфуцианства и буддизма.

Религиовед Амо Тосимаро объяснил мнимую «псевдорелигиозность» японского народа отсутствием в синтоизме основателя. Поэтому централизация поклонения культу предков и природе просто не может быть реализована на практике.

В христианстве ключевой фигурой является Христос, в Исламе – Аллах, а в «синто» все берет начало в тотемных верованиях и стихийных силах. К тому же, каждый род почитает именно своих прародителей, благодаря чему общий знаменатель в этой религии найти очень сложно.

Японский быт до сих пор окутан догмами конфуцианства, а праздники в Японии имеют сильный языческий оттенок. Из-за того что национальная религия Японии собрана из разных учений, определить общий уровень религиозности японцев не представляется возможным.

Япония – страна независимая, способная подстроить под собственные тенденции что угодно. Ее красивая культура настолько гармонична, что вызывает неподдельное восхищение у других народов. Проявления естественной религии в ней вполне современны, и отвечают последним веяниям и изменениям в мире. Недаром экономика Японии находится на таком высоком уровне. Хотите узнать о Японии намного больше? Тогда постарайтесь понять, как ее народ смог соединить в себе жесткую дисциплину и свободу творческой мысли.

Видео: Религия в Японии. Отношение к религии японцев

Религия — неотъемлемая часть загадочной японской культуры. Религия включает в себя не только веру и совокупность взглядов, но и соответствующее поведение. Туристы часто не могут найти точки соприкосновения с коренными жителями островов, ведь их поведение и менталитет очень отличается от европейского. Необходимо обратиться к страницам истории, чтобы понять, какая религия в Японии прижилась и как сказалась на менталитете японцев.

История Японии

Как показали археологические исследования, Японский архипелаг был заселен людьми в период позднего палеолита. История возникновения Японии и ее развитие до VI века спорна, так как до возникновения китайского языка у японцев не было письменности, а потому достоверных свидетельств не сохранилось.

Япония — молодая цивилизация. Государственность в ней начала складываться лишь в IV — VI веках нашей эры. К этому же времени относятся и первые мифологические памятники, отразившие сложный путь формирования системы синтоистских культов.

Древние верования японцев

В IV веке, когда территорию будущей Японии занимали племена монголов, мировоззрение людей было примитивным. Они верили в магию, были распространены тотемизм и анимизм.

Тотемизм

Тотемизм — это вера, в основе которой лежит культ тотема. Под тотемом же обычно понимается существо (обычно животное), являющееся объектом почитания. Поскольку жизнь древних охотников зависела от наличия животных, возник культ небесных оленей и лосих — «прародительниц» животного мира. Этот культ отразился в древнем японском обычае гадания по трещинам на оленьей лопатке, которую держали над огнем. Помимо этого, японцы поклонялись лисицам, змеям и черепахам. Одним из главенствующих животных считался волк. Его называли духом гор Оками. Крестьяне обычно просили его о защите посевов и самих себя от различных бед и напастей, рыбаки – о ниспослании попутного ветра.

Анимизм

Анимизм — это вера в то, что у всего сущего есть душа. Вся неживая природа одухотворялась. С точки зрения анимизма, жизнь есть в каждом объекте и субъекте природы, будь то камень или растение.

Основываясь на анимистических верованиях, зародилась религия, считающаяся в Японии традиционной — синтоизм.

Современный религиозный состав страны

В настоящее время религия в стране представлена главным образом синтоизмом и буддизмом. Но религиозный состав Японии разнообразен.

Синтоисты

Становление синтоизма (или синто) как национальной религии относят к периоду VII-VIII веков. Религия синто заключается в обожествлении природных сил и поклонении им. В значительной степени на становление синтоизма повлиял буддизм. У синто множество последователей, это вероисповедание считается традиционным. Ритуалы в честь богов осуществляются в храмах. Одним из главных символов храма считаются ворота или тории (с яп. «птичий насест»).

Буддисты

Буддизм проникает в Японию в середине VI века через Тибет и Китай. Буддисты — вторая по распространенности группа после синтоистов. За всю историю существования буддизма в стране пришли и сформировались различные буддийские школы и течения, основанные на абсолютно разных аспектах учения: на культуре, философии, медитации, чтении мантр и ритуале. Некоторые школы активны в общественной сфере, другие опираются на монашество. Школы также активно взаимодействуют.

В современной Японии буддийские организации делятся на две большие группы:

  1. Традиционные школы буддизма.
  2. Необуддийские движения.

Христиане

В середине XVI века в Японии появляются первые миссионеры. Христианство оказало влияние на формирование японского образования и общественно-политическую мысль нового времени. Однако, японских христиан в стране не так много.

Выделяют три направления:

  1. Протестантизм. Считается крупнейшим направлением христианства в стране. Протестантизм зародился как ответ на христианские гонения в XVII веке. Организационно японские протестанты объединены в 193 союза. Почти каждый христианин-протестант в стране — это японец.
  2. Католицизм. Был принесен в страну благодаря португальским исследователям и миссионерам. Католическая церковь Японии — часть всемирной Католической церкви под духовным руководством Папы Римского из Ватикана.
  3. Православие. Русская православная миссия была направлена в Японию в XIX веке. Тогда же была основана японская православная церковь. На японский язык переведены Священное Писание и богослужебные книги. В действующей церкви существуют 3 епархии: Сендайская и Восточно-Японская, Киотоская и Западно-Японская, Токийская.

Конфуцианцы

История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Мигранты с материка, китайцы и корейцы, привозили с собой не только конфуцианские тексты, но и соответствующие им нормы конфуцианской морали и образа жизни. Конфуцианство распространилось в стране и как философское учение, и как религия. В настоящий момент не пользуется большой популярностью и насчитывает небольшое количество последователей.

Сектанты

Секты в стране возникли в конце XIX — начале XX веков.

Секты в Японии можно разделить на две большие группы:

  • возникшие на основе синтоизма;
  • возникшие в результате реформирования японского буддизма.

Для нас слово «секта» созвучно с «мошенниками», «сатанистами» и т.д., но в Японии значение сект и отношение окружающих к ним совсем иное. Деятельность этих организаций завязана на религии, и они занимаются благотворительностью.

Верующие других религий

Представители других религиозных групп в меньшинстве. Среди них индуисты, бахаи, сикхи, джайны и иудеи. Среди жителей Японии находятся также сторонники местных первобытных верований и культов.

Атеисты

В Японии религия сохранилась не столько, как вера, сколько как соблюдение определенных национальных традиций. Потому всего 25% японцев считают, что религиозность играет важную роль в их жизни. В стране 31% населения считают, что никаких богов не существует.

В японской культуре достаточно глубоко укоренились принципы религиозной терпимости. Более того, в Японии мало кто считает, что человек вообще должен «принадлежать» к какой-то церкви или обязательно исповедовать какую-то религию. Это создает атмосферу минимального давления общества на атеистов.

Процентное соотношение последователей

Основываясь на данных статистики, процентное соотношение последователей религий выглядит так.

Суть и цели религии синто

Большинство верующего населения японии исповедует синтоизм. В переводе с японского синтоизм означает «путь Богов». Давайте выясним, что это из себя представляет по своей сути и разберемся, каковы основные концепции и особенности религии синто.

Основные концепции

Синтоизм содержит в себе 3 основные концепции:

  1. Большинство природных явлений и сил природы могут обладать своей сущностью или основой. Согласно синтоизму, то, что обладает духовной сущностью, и есть бог или Ками (с японского). Другими словами, это обожествление природы. Более того, это означает, что и люди рождены богами.
  2. Жизнь должна быть в гармонии с природой, и гармония должна быть у людей между собой.
  3. Зло — это отсутствие гармонии, эгоизм и ненависть, нарушающие общий порядок, который существует в природе.

Уровни религии

В синтоизме различают несколько уровней, которые определяются объектами и субъектами культа:

  1. Династийный синто является прерогативой семьи императора. Существуют боги, к которым могут обращаться исключительно члены императорской семьи, и ритуалы, которые могут осуществляться только членами этой семьи.
  2. Культ императора (тэнноизм) является обязательным для всех японцев.
  3. Храмовый синто — поклонение общим и местным богам.
  4. Домашний синто — поклонение родовым богам.

Божества в синтоизме

Общее количество божеств было настолько большим, что зафиксировать их всех поименно оказалось практически невозможно. Самые древние из сохранившихся до наших дней религиозных трактатов, написанных в VII–VIII вв., дают только примерную численность богов, равную по разным показателям то восьми тысячам, а то и миллиону.

Главенствующим божеством является Аматэрасу («великое божество, озаряющее небеса»), богиня-солнце. Первым богом, сткоторый стал править людьми был Ниниги, внук Аматэрасу. Помогать ему стали пять божеств, основавшие на Земле пять имевших наибольшее влияние кланов Японии. Потомок Ниниги Иварэхико, Дзимму, взял в подчинение всю Японию и стал первым императором. Таким образом, все императоры Японии имеют родство с тем самым Дзимму и имеют божественное происхождение.

Ритуалы и обряды

В основе религии синто лежит почитание Ками, для которого возводится храм. Ритуалы осуществляются с целью установления и поддержания связи между Ками и верующими, развлечения и доставления удовольствия Ками. Синтоисты считают, что это позволит им рассчитывать на защиту и милость Ками.

Существует 4 основных ритуала синто:

  1. Хараи — ритуал очищения. Во время ритуала из ковша ополаскиваются руки и рот.
  2. Синсэн — подношение. Ками преподносят подарки.
  3. Норито — ритуальные молитвы. Молитву читает жрец, выступающий посредником между человеком и Ками.
  4. Наораи — ритуальный пир. Праздничная трапеза прихожан.

Религиозные праздники

Синтоистские праздники отличаются особой пышностью и красочностью. Обычно они включают в себя торжественное шествие или ярмарку с балаганами и лавками. На праздниках собирается большое количество людей, многие из которых под этим предлогом любят встречаться со своими родственниками. Наиболее известные торжества привлекают большое число туристов. Для того, чтобы обслуживать праздники, получившие национальную известность, привлекаются специальные поезда, а места в отелях предусмотрительные японцы бронируют заблаговременно.

Среди наиболее знаменитых фестивалей можно назвать праздник Дзион в Киото, праздник Такаяма в близи Хиде и праздник Чичибу в горах к северо-западу от Токио. В последнем принимают участие украшенные фонариками колесницы, которые провозятся по городу ночью.

Важное место в религии синтоизма принадлежит сельскохозяйственным праздникам. Самый важный из них – тосигои-номатсури. Японцы молятся о хорошем урожае и приносят Ками подарки.

Многие (даже традиционные) праздники носят синтоистскую символику или связываются с синтоизмом. Так, в Новый год у входа в дом устанавливается кадомацу — украшение из веток дерева, временно являющееся пристанищем для Ками, охраняющего дом от злых духов.

Особенности синтоистских храмов

Храм — это место, где осуществляются ритуалы в честь богов.

Синтоистские храмы отличаются от прочих рядом особенностей:

  • храмы синто регулярно перестраиваются в соответствии с принципом всеобщего обновления;
  • храмовый комплекс состоит из двух и более строений, в числе которых могут быть помещения для приготовления священной пищи, место для заклинаний и сцена для танцев;
  • главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные столбы;
  • пол главных храмовых зданий всегда находится над землей, поэтому в храм ведет лестница;
  • традиционно храмы строятся из дерева;
  • перед входов в храм всегда располагаются ворота — тории.

Синкретизм религий

Многие верующие в стране восходящего солнца относят себя к двум религиям одновременно: буддизму и синтоизму, что свидетельствует о таком явлении, как синкретизм.

Синкретизм — это слияние религиозных систем.

Для Японии это характерно смешением различных религиозных практик. Так, семьи могут отмечать синтоистские ритуалы, и при этом устраивать похороны в буддистском храме.

Отношение к религии в Японии

Синто является основной религией Японии и в определенном смысле характеризует нацию, обычаи, характер и культуру. Веками синтоистское вероисповедование японцев культивировалось как основная идеологическая система и источник ритуалов, что в последствии привело к тому, что в наши дни большинство японцев считает ритуалы, традиции, праздники, жизненные установки и правила синто не элементами религиозного культа, а культурными традициями своего народа. Поэтому, хотя и все традиции Японии пронизаны синтоизмом, лишь немногие из японцев считают себя сторонниками синто.

Видео о религии в жизни японцев

Небольшое красочное видео расскажет вам, какое место религия занимает в жизни простого японца.

Доминирующая религия Японии – синтоизм. Почти наравне с ней распространен буддизм. Многие японские верующие признают себя последователями этих двух направлений одновременно. В 1886-м синтоизм признали государственной религией, но этот статус утерян с 1947-го. Менее многочисленны общины христиан, мусульман, приверженцев других направлений. В прошлом в стране многие верили в анимизм, тотемизм. Кроме основных религий есть несколько сектантских движений.

Синтоизм – основное религиозное японское учение

Древние религии Японии

Самая ранняя религия у коренных японцев – фетишизм. Ее объектом был камень. Историки связывают это с освоением технологии – люди научились делать орудия из минералов. Галька стала первым религиозным фетишем. Уже в наши дни в старинных храмах найдены расписные гальки, визуально сходные с австралийскими чуринги. И японцы, и австралийцы верили, что в камнях хранятся детские души. Известны легенды о камне у Фунахо – села на Кюсю. Он призывал дождь, помогал зачать ребенка. В Фукуока поклонялись двум камням, похожим на яйца. Верили, что они приманивают успех и упрощают роды.

Еще одно свидетельство религии фетишизма в Японии – святилище Уваппара. В нем сохранились сгруппированные в 3 блока каменные столбы, формирующие круг. К северу от них расположены кучи камней, насыпанные над ямами с углем. Историки предполагают, что вторым фетишем был огонь.

Святилище Уваппара

Тотемизм – религия древней Японии, объясняющаяся устройством родовой общины. При тотемизме кровные, родственные отношения человека переносятся на природу. Появляются ассоциации с флорой, фауной, от которых сильно зависела жизнь людей в неолите. Сначала появился культ Небесных оленей, лосих. Японцы верили, что именно они – первые представители фауны. Следы этого культа – в старинных ритуалах гадания по лопатке оленя над очагом. Они известны не только японцам, но и монголам. Предположительно, люди провожали души съеденных животных на раковинных кучах. Верили, что так они смогут вернуться, чтобы вновь дать человеку пищу.

Еще одно свидетельство древних японских религий – наименования некоторых областей. Например, префектура Кумамото получила название из-за поклонения общины медведям. Люди верили в происхождение от этого зверя. Эти убеждения были особенно сильны у предков айнов. Известно, что они хоронили медвежьи кости наравне с человеческими.

Традиционная религия Японии содержит отголоски прошлого. И сегодня жители Страны восходящего солнца почитают лис, пресмыкающихся, обезьян. Следы тотемизма есть в сказках – например, про феникса Хоо, объединившего в себе черты птиц, змей, рыб и черепахи.

Почитаемые в тотемизме деревья:

  • у айнов – вязы;
  • у японцев, монголов, маньчжуров – сосна;
  • у японцев – кипарис, дикий апельсин.

Эти деревья считались покровителями общины, поэтому именно под ними организовывали обряды, места для обмена.

Сосна – священное дерево

Анимизм является представлением об устройстве мира, распространенным в первобытном обществе. Древние японцы верили в одухотворенность окружающего мира, существование духов. С эпохи яей появился новый религиозный культ предков, понятия «охараи» (очистительный ритуал), «ками» (бог). Так заложены основы синто.

Центральная идея анимизма – душа как жизненный принцип. Это вероисповедание характерно не только восточным странам – оно встречается в работах Аристотеля, трудах стоиков, у Фалеса Милетского, Лукреция. Этнографический термин для обозначения религии ввел Э. Тайлор, объяснявший зарождение течения рассуждениями некого дикаря-философа, искавшего причины снов и смерти.

Гора Хагуро – центр японского анимизма

Современный религиозный мир Японии преимущественно подчинен законам синто, буддизма. Отдельные опросы показывают, что до 84-96% верующего населения страны придерживаются этих течений. Державе характерен синкретизм, то есть многие граждане следуют сразу двум доктринам. Сложность подсчета связана с ассоциациями населения с конкретными храмами. По оценкам некоторых исследователей только каждый третий японец считает себя верующим.

Доминирующие в Японии верования обусловлены не только внутренним развитием общества, но и внешним влиянием, в частности, китайским, распространять которое помогали образованные знатные круги. Путь Дао, учение Конфуция, буддизм пришел в Страну восходящего солнца от материкового соседа. Это влияние сложилось с внутренними религиозными практиками, но не заместило их, поэтому современные японцы практикуют ритуалы синто, но нередко заключают браки в христианских храмах, а похороны организуют в буддистских. XIX век стал новой вехой в истории религии Японии – появились секты. Большинство неизвестно за пределами страны, но некоторые из-за активной деятельности прогремели в новостях по всему миру.

Особенность верований в Японии – синкретизм

Говоря о японских религиях, обычно представляют синтоистские святилища. Синтоизм – национальное традиционное вероисповедание. У него нет первоисточника или основателя, нет священных книг. Синто – путь поклонения природным явлениям, душам предков. Высшее существо – Аматэрасу Омиками, солнечная богиня, прародительница императорского рода. Синтоизм – национальное мировоззрение, сформировавшее уникальность японцев. Это основное религиозное направление, название которого состоит из слов «бог» и «путь». Это символичное наименование, отражающее представление о наличии духа у каждого предмета. Считается, что эти души охраняют, оберегают, помогают людям.

В Японии действует около 80 000 храмов; 27 000 священнослужителей. Храмы разделены на две зоны: молельный зал и ходэн, где хранят священный предмет. Обряды проводят в храмах и дома. Перед ритуалом тщательно моют руки, ополаскивают рот. Заканчивая, выпивают глоток саке – символ божественного дара.

Основная идея синтоизма – гармония человека с природой. Она связана с японской философией, обычаями и культурой страны. Многие воспринимают синто элементом специфической национальной культуры.

Святилище Фусими Инари

Религиозное учение происходит из Индии, а в Японию пришло из Китая ориентировочно в VI столетии. Некоторые источники указывают иные сроки – IV, V век. Первое время вероисповедание не привлекло внимания общества. Перелом произошел в VI веке, когда буддизм приняли знатные особы в столице Асука. Род Сога выбрал новую религию и победил в противостоянии с Минонобэ, поддерживавшими прежний религиозный строй. Для простых японцев Будда был иностранным ками. Проповедники не боролись с прежними учениями, но использовали их в своих интересах. Известно, что буддийские храмы возводились лишь после согласия синтоистских божеств. Сами здания создавали по китайским прообразам. Оттуда же доставляли священную утварь.

В современной Японии выделяют традиционный и необуддизм. Первый – это сформировавшие за многие века школы. Все традиционные организации объединены Всеяпонской буддийской ассоциацией, включающей порядка 60 групп. Самая крупная группа – Сото-сю. Ей принадлежит около 14 700 храмов. Духовенство этих школ редко интересуется социальными, политическими проблемами. Преимущественно это консерваторы, поддерживающие текущий строй.

Будда в Камакура

Опросы показывают, что среди японцев чуть менее 2 миллионов христиан. Основная часть приходится на западные регионы. 60% признающих себя христианами – жители столицы и Канагава. Это объясняется историческим контекстом: порт Йокогама был доступен иностранцам.

Японское христианство ведет историю с 1549-го, когда на Кагошиму прибыл Франциск Ксавье. В качестве миссионера он начал работать на юге, крестил нескольких крупных феодалов. Власти не одобрили новое движение, религию запретили. Это привело к формированию скрытых христиан, тайно следовавших выбранному учению.

Первое время христиане подвергались гонениям

Тенденция заимствований из Китая, повлиявшая на все сферы культурной и социальной жизни японцев, сказалась на религии. Одним из следствий стало распространение учения Конфуция. Оно получило в Японии известность уже на раннем этапе развития благодаря корейцам, китайцам, мигрировавшим на острова. Пришельцы привезли с собой священные тексты, устои и образ жизни, повлиявшие на коренное население. В XVII веке церковь стала инструментом, помогающим сохранять повиновение граждан. Эта обстановка оказалась благоприятной для учения Конфуция. В форме неоконфуцианства религия распространилась по всей стране.

Особенность конфуцианства – единение этических норм, правил поведения в обществе, практик управления населением. Нередко говорят, что конфуцианство нельзя назвать религией, поскольку по своим признакам это скорее моральное учение.

Конфуций с учениками

Лишь немногие японские религиозные секты известны за пределами страны. Последователи даже крупнейших сект – граждане Японии; число иностранцев среди учеников исчезающе мало.

Самые известные:

  • Аум Синрике;
  • Сока Гаккай;
  • Рэй Ю Кай.

Точной информации о количестве сект, числе последователей нет. Все организации разделены на группы:

  • неоконфуцианство;
  • неосинтоизм;
  • метабуддизм;
  • религиозное согласие.

Большинство сект – необуддийские, связанные с нитирэнизмом. Японцы именуют их новыми религиями. Некоторые исследователи считают, что в 80-х годах прошлого века в Стране восходящего солнца было более 20 необуддийских направлений, а их последователи исчислялись миллионами.

Большинство японских сект официально представляются мирскими сообществами. Они считаются неотъемлемой частью жизни общества, влияют на политику, экономику. Синкретические секты появились недавно как эксперимент объединения буддизма, христианства, философских течений.

Мемориальный токийский холл Сока Гаккай

Ислам в Японии преимущественно характерен эмигрантам. Основная доля – татары, пакистанцы. Впервые мечеть возвели в 1905-м в Осаке. Мусульманское токийское общество основано башкиром Курбангалиевым. Мусульманская японская школа открылась в 1927-м, годом позднее впервые проведен Всеяпонский мусульманский съезд. Еще через 10 лет открыта токийская мечеть. Ислам как действующая религия признана в стране в 1939-м. Число последователей – несколько сотен тысяч человек.

Другие религиозные общины:

Около 10 000 японцев объявляют себя последователями первобытных религиозных направлений.

Представительницы японского мусульманского общества

Атеизм распространяется по всему миру. Этот рост особенно заменен по итогам социологических исследований, проведенных в США. Многие утверждают, что не верят в Бога, но не называют себя атеистами. Лишь каждый четвертый неверующий причисляет себя к этому сообществу.

Статистические исследования показывают, что Япония уступает только Китаю по нерелигиозности. В среднем 47% китайцев – убежденные атеисты; в Японии к таковым себя относят 31%.

Опрос для оценки нерелигиозности показал, что Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю. Около 16% населения страны признают себя верующими (на 2% больше, чем характерно Китаю).

В нескольких исторических китайских документах упоминаются 5 монахов, отправившихся в плавание на острова. Они везли с собой религиозные изображения, сутры. Высадившиеся в Японии просветители рассказали населению о новом учении, призвали оставить страсти и привязанности, поставив на первое место покой души. Японские хроники связывают появление буддизма с корейскими просветителями.

Население страны восприняло новое учение благосклонно, хотя не удалось избежать отдельных конфликтов. Постепенно ситуация накалялась и выразилась противостоянием двух крупных кланов, стремившихся к безраздельной власти над страной. Формальным поводом для вооруженного противоборства стала религия. Победа осталась за родом, пропагандировавшим буддизм. С этого момента течение получило официальное признание.

Правители страны поддерживали новую религию. Принц Сетоку оставил личные заметки к сутрам и способствовал возведению первых храмов, а император Сему ввел статус государственной религии. Развитие буддизма привело к выделению 6 нарских школ, чья идеология сводилась к следующему:

  • мир нереален, следует из индивидуального восприятия;
  • жизнь – страдание в силу причины, которую можно найти и устранить;
  • золотая середина – путь адепта;
  • пустота, отсутствие собственной природы – мировая основа.

Буддизм в Японии впитал местные обычаи, поэтому сильно отличается от китайского. Он развивался в условиях изоляции, поэтому древние положения сохранились в лучшей форме. Японские адепты вправе сами судить о мудром и вечном, а китайское учение считается лишь с коллективом и непререкаемым авторитетом учителя.

Японский буддизм слился с синтоизмом. Это привело к появлению двойного пути духов – рэбу синто. Сильное влияние оказала секта Сингон, пропагандировавшая культ Будды Вайрочана – символа Вселенной. Синтоистские ками воспринимались как Будды, Аматэрасу – Вайрочаном.

С течением веков роль духовенства становилась больше, влияние на власть – сильнее. Основными привилегиями обладала секта Тэндай. Сначала ее использовали императоры, затем – сегунат. Политические перемены привели к религиозным изменениям, развитию дзен-буддизма. Дзен распространился в самурайской среде, среди элиты общества. Ритуалы и духовные практики той эпохи стали основой развития всех областей общественной жизни – от чайной церемонии до искусства.

Тодай-дзи в Нара

Особенности конфуцианства в Японии

Конфуцианство – этическое, философское течение, появившееся 2,5 тысячелетия назад в Китае. В Японии оно претерпело изменения, поскольку развивалось вне условий китайского конформизма. Распространение учения Конфуция в Стране восходящего солнца обусловлено близостью его положений традиционному культу предков.

Конфуцианство появилось в Японии позднее буддизма, поэтому проповедники нового пути встретили настороженное отношение. Оно объединяет в себе учение, религию; направлено на моральное поучение молодежи, проявление почтительности к старшим, человеколюбие.

Конфуцианство в Японии связано с политикой сегуната Токугава в XVII столетии. Движение по централизации власти превратило церковь в инструмент, обеспечивающий повиновение обывателей. Неоконфуцианство, пропагандируемое сегунами, казалось источником власти благодаря идеалам преданности учителю, старшему. Его основная идея – разделение общества на ничтожных и благородных, которым присущи 5 черт:

  • гуманизм;
  • учтивость;
  • ум и образованность;
  • чувство долга;
  • верность.

Не менее важна в конфуцианстве сыновья почтительность – одна из основных добродетелей человека. В Средневековье в Японии сформировалось конфуцианская литература назидательного характера. Сам Конфуций для японских последователей из китайского мудреца стал представителем восточной мудрости, которую со временем познает весь мир.

Конфуцианские идеи пронизали японское общество с периода правления Токугава. Они определили следование канонам, покорность, почтительность, отношения в обществе, великодушие, мир и согласие, экономию и умеренность в жизни. Эти каноны определили важность земледелия и изготовления шелка – направлений, обеспечивавших население одеждой, продуктами. Важные конфуцианские догмы:

  • для человека принципиально значимо обучение;
  • допустимо следование лишь истинному пути;
  • важно пояснять законы всем и каждому;
  • выбрав дело, необходимо усердно трудиться;
  • для защиты подрастающего поколения от дурных дел достаточно нравоучений и поучений;
  • ложные обвинения недопустимы;
  • укрывательство беглецов противозаконно;
  • подати необходимо платить полностью;
  • для борьбы с преступлениями необходимо объединить усилия общины;
  • подавление гнева возвышает личность.

Эти постулаты повлияли на общественное сознание, стали базисом формирования поведенческих стереотипов. Для современного японца эти догмы потеряли значимость, характерную средневековым жителям, но продолжают во многом регулировать социальные процессы.

Конфуцианство пришло в Японию позднее буддизма

Преобладающая религия

Исследования для определения доминирующей религии и количества верующих организованы японским Агентством по делам культуры. Опросы показали, что число верующих – более 180 миллионов. Эта цифра заметно больше официального количества граждан Японии, поскольку многие придерживаются нескольких направлений одновременно. Среди опрошенных большинство заявило о приверженности буддизму – почти 88 миллионов. Синтоизм как религиозное учение упомянули около 85 миллионов.

Синкретизм, характерный японцам, не позволяет строго выделить единую доминирующую религию. И синтоизм, и буддизм в равной степени почитаемы и уважаемы, а большинство верующих японцев придерживаются обоих направлений одновременно.

В Японии нет предубеждений против праздников, пришедших из других религий. Многие граждане отмечают последний день года в буддистском святилище, перед этим отпраздновав христианское Рождество или Хэллоуин. В первый день Нового года принято совершать паломничество в синтоистское святилище. В домах ставят буддистские, синтоистские уголки для молений.

Синкретизм – особенность Японии

Магия и религия Японии

Синто – древний религиозный путь японцев. Национальная религия гласит: император – внук Солнца. В синто есть понятие рисового человека (бога Пищи), а также божеств Воды, Огня, детородного члена. Особенно японцы верят в силу демонической лисы Инари. Истории, сказания гласят о ее способностях видоизменять окружающий мир и себя.

Современная повседневная японская магия:

  • желающие привлечь богатство обзаводятся деревянным амулетом в виде коршуна;
  • веер, украшенный пламенными языками и мудрыми словами, защищает от пожара;
  • приобретенное у священника предсказание сбудется, если привязать его к ветви дерева;
  • три обезьяны из Никко, изготовленные из дерева, отгонят демонов и болезни.

В прежние времена в Японии существовали анмийоджи – маги и советники правителей.

Главное современное магическое действо – начертание. Особенное волшебное влияние присуще заключенной в круг пятиконечной звезде. Для написания использовали специальную бумагу, которую затем складывали по строго определенным линиям. Бумага – второй магический объект. Третий – звук. Главное японское заклинание – человеческое имя. Волшебная сила в представлении японцев кроется в сердце.

Три обезьяны из Никко

Отношение к религии в Японии 21 века

Современные японцы преимущественно неверующие.

Религиозные японцы обычно придерживаются синкретизма – следуют нескольким догмам одновременно.

Доминирующие направления:

  • синто;
  • буддизм;
  • христианство.

Государственной религии нет.

Японские верующие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *