Волевые качества

Общее понятие о воле.

План.

1. Понятие «воля».

2. Физиологические основы волевых действий.

3. Структура волевого акта.

1 Понятие «воля».Очень часто в жизни достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий (с какими трудностями при достижении цели человек может столкнуться?), которые бывают двух видов:

— Внутренние трудности и препятствия – это препятствия, зависящие от самого человека. Это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.

— Внешние (объективные) трудности и препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Люди пытаются маскировать внутренние трудности под внешние.

Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

Волевые действия мы совершаем не по внутреннему побуждению, а по необходимости (не хочу, но надо). Преодоление препятствий и трудностей требует т.н. волевого усилия.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы.

Воля проявляется как в умении достигнуть цель, так и в умении воздержаться от чего-либо. Воля проявляется во всех видах деятельности, и в больших, и в малых делах.

Объективный показатель воли человека – величина препятствий, которые способен он преодолеть.

Основная функция воли – регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.

2 Физиологические основы волевых действий.Волевое действие – это произвольные действия, в основе которых образование сложных систем нервных связей. Вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию: «запускает» волевое действие (2 СС как «пусковой сигнал»), направляет и регулирует протекание волевого акта, импульсами тормозит нежелательные действия.

Волевые качества личности

Волевые качества характеризуют отдельные волевые проявления.

К волевым качествам относятся:

— Целеустремленность — это подчинение человеком своего по­ведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой перспективной цели исхо­дят частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается.

— Самостоятельность — подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям, но в то же время готовность рассмотреть чужие советы и указания, оценить их и, если они разум­ны, принять их. Если же всякое чужое мнение отвергается только потому, что оно чужое, если наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли — негати­визм (от латинского слова «его» — отрицаю). Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качест­во воли — внушаемость. И внушае­мость, и негативизм — выражения слабоволия, так как в обоих случаях человек не может подчинить свои действия доводам ра­зума, в обоих случаях действует, слепо принимая или так же слепо отвергая чужие влияния.

— Решительность — это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать его, либо опаздывают своевременно принять решение. Следствием обоснованности решений является их устойчи­вость. Нерешительный же человек не уверен в правильности своего решения. Необходимый признак решительности — энергичный переход к выполнению решения.

— Настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настой­чивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявля­ется при трудной, скучной, тяжелой работе. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли – упрямство: если настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели.

— Выдержка — способность постоянно конт­ролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вы­нослив и терпелив. Противоположное отрицательное качество — импульсивность (от латинского слова «импульсус» — толчок, побуждение) – склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

— Мужество и смелость — это готовность человека идти к дос­тижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств — готовность к выполнению опасных дей­ствий. При этом мужество — более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверен­ности в себе, в правоте своего дела. Противоположное отрицательное качество — трусость.

— Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

3.Структура волевого акта. Волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному, устойчивому мотиву (по непосредственному желанию), не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует волевого усилия, которое осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важная роль в появлении, создании новых мотивов принадлежит воображению человека, предвидению тех или иных возможных последствий своей деятельности.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Порок не в том, чтобы иметь желания, а в неумении подчинить их правилам разума; дело не в том, испытываете ли вы или не испытываете самих влечений, а в способности управлять ими и отказываться от них.

Есть так много «умных» людей, которые спорят или защищаются, когда новая идея не вписывается в их мировозрение. В этом случае их так называемый «ум», объединенный с «высокомерием» равняется «невежеству».

Любить или быть с тем, кто тебе просто подходит? Это как хотеть кофе, но заменять его конфетами с кофейным вкусом — неплохо, но не то, не то…

Мы не ошибаемся в людях, мы просто спешим видеть их такими, какими хочется нам чтобы они были.

Музыка и книги — это то место, куда я отправляюсь, что бы потеряться в их мире, или найти себя, если потерялась в своем.

Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.

Сильный мужчина не нуждается в том, чтобы самоутверждаться за счёт женщины, имевшей слабость его полюбить. Ему и без того есть где проявить свою силу.

Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом.

Запомни раз и навсегда: во вселенной всё происходит вовремя. Прошу тебя всегда принимай с радостью и благодарностью то, что с тобой происходило, происходит и будет происходить. Такая благодарность есть еще один мощный источник силы и оптимизма.

Мы вырастаем великими за счёт мечты. Все великие люди — мечтатели. Они видят предметы в мягком волшебном сиянии весеннего дня или в багровом зареве долгих зимних вечеров. Некоторые из нас дают своим великим мечтам умереть, но другие вскармливают и защищают их, лелеют их в самые тяжкие свои дни, пока те не вынесут их на тёплый солнечный свет, который всегда с теми, кто верит, что их мечты станут реальностью.

В жизни довольно часто человеку приходится сталкиваться с ситуациями, когда требуется сделать что-то значимое или важное, но на это совершенно нет желания. В подобных случаях необходимо преодолеть себя, что требует подключения силы воли. Для многих это становится непростой задачей.

Как считаете, вы волевой человек? За счет каких качеств такие люди выделяются на общем фоне? Что необходимо взращивать в себе, какие способности нужно развивать, чтобы укрепить собственную силу воли? В данной статье мы рассмотрим базовые волевые качества индивидуума, которые особо необходимы во время достижения масштабных жизненных целей, предоставим список основных волевых качеств и дадим им краткую характеристику.

Целеустремленность

Зачастую когда говорят «волевой человек», имеют в виду личность, у которой есть четкая цель, и она делает все для ее достижения. Даже если у вас нет непреодолимого желания сформировать и развить в себе волевые черты характера, все же будет полезно установить определенные цели, чтобы точно понять, чего вы хотите от жизни.

Человек без конкретной жизненной цели просто плывет по течению, и нередко он может страдать от ощущения бессмысленности своей жизни. Когда поставлена цель, но не делаются шаги для ее достижения, то в результате индивид начинает также страдать, но уже от фрустрации. Это психическое состояние появляется в условиях реальной или возможной неспособности удовлетворить определенные потребности. Иными словами, когда желания не соответствуют имеющимся возможностям. А правильно ставить цели и достигать их научит курс «Целеполагание».

Решительность

Недостаточно просто поставить перед собой цель, также нужно иметь смелость, чтобы ее достичь. Если готовы бросить все уже при появлении первых трудностей, то вряд ли вас можно назвать волевым человеком. Смелость перед жизненными трудностями – это одно из базовых качеств каждого успешного человека.

Волевые личности сталкиваются с неурядицами, проблемами, неудачами и препятствиями, но они могут найти в себе достаточно силы, чтобы преодолеть все преграды. Они не останавливаются на пути к цели, даже когда для этого требуются титанические усилия.

Умение контролировать себя

Для волевых людей характерен высокий уровень самоконтроля. Они способны работать, даже когда совсем не хочется, находят в себе силы после фразы «я больше не могу». Проведите для себя небольшой тест для определения уровня самоконтроля: начните с малого – не отвлекайтесь от дел, чтобы проверить социальные сети, составьте распорядок дня, начните просыпаться и ложиться спать в одно и то же время. Помимо прочих положительных эффектов, это позволит развить самоконтроль.

Терпение

Необходимо уметь не только делать что-то, чего совсем не хочется, но также и отказываться делать то, чего желаете, но что может вам навредить. У терпения есть тесная связь с самоконтролем: необходимо уметь вовремя взять себя в руки, не поступать опрометчиво, не поддаваться импульсивному порыву или аффекту.

Самостоятельность

Волевой человек обязательно должен быть самостоятельным. Он может сам принять решение без сторонней помощи и в одиночку взять на себя ответственность за свой выбор. Он способен зайти намного дальше: после принятия определенного решения человек с волевыми качествами может самостоятельно воплотить свою идею в жизнь.

Это не означает, что все требуется делать в одиночку, но волевая личность должна быть готовой к подобному развитию событий. Она не будет перекладывать ответственность на чужие плечи, все время просить о помощи. Такой человек самодостаточен и самостоятелен.

Упорство

Данная черта свойственна всем волевым людям. Если такой человек задумал что-либо сделать, то он непременно реализует свою затею. Зачастую люди сталкиваются с тем, что не в состоянии четко определить, правильно ли они решили. В результате из-за подобной неуверенности они предпочитают ничего не решать. Необходимо бороться с подобными сомнениями. Порой лучше выбрать хоть что-то, чем оставаться бездействующим.

Уверенность в себе

Для неуверенного человека свойственна бездеятельность. Он боится неудач, а принятие любого решения для него подобно пытке. Чтобы начать активно действовать, требуется развивать уверенность в себе.

Способность концентрироваться

Довольно часто необходимо отбросить все лишнее, всецело посвятив себя важному. Нужно формировать в себе умение концентрировать внимание на том, что является главным сейчас, и игнорировать второстепенное. Особенно это относится к «пожирателям времени» и ненужному труду.

В завершение мы настоятельно советуем продолжать развивать в себе волевые качества.

Волевые качества — это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них — сила и стойкость воли, целеустремленность.

  • Сила воли — степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.
  • Стойкость воли — уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.
  • Целеустремленность — степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами — мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо:

Ум, он не только лишь ум,
Но характера свойство,
Сила характера и беспокойство.
Воля не существует сама,
Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения. «Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля — это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли — калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума. Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля — чудовищная, насильственно обрученная чета», — изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум — вечное правило для руководства волей» — эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:

  • интернальный (внутренний) локус контроля — склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;
  • экстернальный (внешний) локус контроля — склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу», обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску — характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:

  • мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);
  • мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь — дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К. М. Гуревич ; П. А. Рудик ), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю.

«…Анализ показывает, — писал он, — что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» .

Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства. По этому поводу авторы писали:

«…если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» .

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов. Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск , чтобы добиться успеха» .

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями. Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления — мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

А. И. Высоцкий, изучая проявление упорства (называемого им «настойчивостью»), выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Причем у разных испытуемых эти причины были различны. И тогда возникают вопросы, на которые автор, к сожалению, не дал ответа. Одинакова ли побудительная сила этих причин? Постоянно ли проявляется действие этих причин при решении трудных задач? Что побуждает испытуемых проявлять силу воли: мотив стремления к успеху (мотив достижения) как постоянная характеристика личности или ситуативный фактор — азарт соревнования с другими испытуемыми? А отсюда возникает главный вопрос — насколько характеристики данного волевого поведения зависели от волевого качества упорства? Для того чтобы это выяснить, требовалось уравнять влияние всех ситуативных факторов, а также измерить проявление упорства у одного и того же испытуемого несколько раз и в разных ситуациях.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности, содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» — невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» . В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование — волю — пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга… Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» .

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем. Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность — силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А. Крутецкого , волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение:

«Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий».

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н. Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем , который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду — не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия. С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других — что это способность человека, в третьих — что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества — это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям — и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин ). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Воля личности выражается в волевых качествах. Волевые качества — это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые определяют уровень сознательной саморегуляции личностью своего поведения, ее власти над собой.

Индивидуальные особенности воли присущие отдельным людям. К достоинствам относят такие качества, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и тому подобное. Качества, характеризующие слабость воли личности, можно определить такими понятиями, как беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и тому подобное.

Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. В.К. Калин называет такие базальные (первичные) волевые качества личности, как: а) энергичность; б) терпение; в) выдержка; г) смелость.

Функциональные проявления этих качеств является однонаправленными регуляторными действиями сознания, приобретают форму волевого усилия.

Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют как умение пидгримуваты путем вспомогательного волевого усилия интенсивность работы на заданном уровне в условиях возникновения внутренних препятствий (например, если есть усталость, плохое настроение, при незначительных болезненных проявлений).

Выдержка — это способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Смелость — это способность в случае возникновения опасности (для жизни, здоровья или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности. То есть, смелость связана с умением противостоять страха и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Другие качества носят системный характер, связанный с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость охватывает такие составляющие как смелость, выдержку, энергичность; решительность — выдержку и смелость.

Системны такие качества как настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. При этом важно знать, что базальные (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень любой 1 которых базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Целеустремленность заключается в умении личности руководствоваться в своих действиях и поступках поставленными целями, обусловленными твердыми убеждениями. Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель.

Настойчивость — это умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия. Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабевающего напряжения энергии, неуклонного движения к поставленной цели.

Противоположными настойчивости проявлениями является упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямый человек отстаивает свои ложные позиции, несмотря на разумные доводы.

Принципиальность — это умение личности руководствоваться в своих поступках и поведении устойчивыми принципами и убеждениями. Принципиальность проявляется в устойчивой дисциплинированности поведения, в правдивости объективном отношении к поступкам товарищей, чутких поступках. Противоположны этих качества имеет человек беспринципная.

К волевых качеств, которые больше всего характеризует силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность — это умение действовать согласно своим замыслам, не подвергаясь влиянию других, критически оценивать их мысли. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственной инициативе организовывать деятельность, ставить цели, а в случае необходимости — вносить в поведение изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления. Противоположными качествами являются безынициативность и зависимость. Безынициативная человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под сомнение, не уверена в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества проявляются в форме внушения.

Решительность — это умение принимать обдуманные решения в сложной обстановке, не раздумывая. Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.

Волю личности характеризует также ее организованность, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении четко определенному плану. Это свойство требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств действительности.

Совокупность положительных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности. Люди бывают с:

• очень сильной волей (их называют железными, волевыми)

• сильной волей;

• умеренной волей;

• слабой волей;

• безвольные.

Контрольные вопросы:

• Раскройте сущность свободы.

• Что включает волевая деятельность личности?

• В чем проявляются волевые процессы?

• Какие функции выполняет воля?

• Какие типы критериев воли Вы знаете?

• Что такое локус контроля?

• Каким образом осуществляются волевые действия?

• Какие признаки волевых действий?

• Раскройте простой волевой акт.

• Охарактеризуйте сложный волевой акт.

• В чем проявляются волевые качества человека?

• В чем проявляется слабость и сила воли личности?

• Какова роль волевых состояний в преодолении внутренних и внешних препятствий?

Литература:

Бех ИД От воли к личности. — М .: Украина-Вита, 1995.

Варий М.И. Общая психология: Мавч. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: земля, 2005.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М .: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. журн. — 1982. — Т.З. -№4.-С.13-25.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — М., 1992.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *