Время в философии

Философия о времени и вечности.

Опыт. Движение всегда совершается в пространстве и времени. Это – основные формы всякого существования в материальном мире. Однако нельзя сказать, что сами они материальны. Каждый из нас интуитивно знает, что это такое. На каждом шагу мы используем пространственные понятия. Мы говорим: «здесь», «там», «направо», «налево», «верх», «низ» и т.д. Также мы используем и временные понятия: «сегодня», «завтра», «тогда», «сейчас», «долго», «быстро» и т. п.

Свойства пространства. Пространство обладает размерностью – имеет несколько измерений. Традиционно считалось, что измерений – три. В настоящее время в науке рассматриваются теории, приписывающие пространству 5, 7,11 и бесконечное количество измерений. Пространство изотропно — это означает, что все направления в пространстве равноправны. Пространство, согласно теории относительности, искривлено.

В отличие от пространства время одномерно и анизотропно. У него одно направление — из прошлого в будущее. Машина времени невозможна, поскольку вмешательство в прошлое нарушило бы причинно-следственную связь и привело бы к появлению парадоксов.

Каждый момент времени неуловим. Только сосредоточишься на настоящем моменте, а он уже в прошлом. Время постоянно течет, движется. Между прошлым и будущим есть асимметрия. Все утверждения о прошлом истинны или ложны. Но некоторые утверждения о будущем ни истинны, ни ложны.

Согласно теории относительности свойства пространства и времени зависят от свойств материи и ее движения. Возле тел с большой массой пространство искривляется. При скоростях близких к скорости света длина тела уменьшается относительно постороннего наблюдателя. Время замедляется возле тел с большой массой и при скоростях близких к скорости света. Таким образом пространство и время не одинаковы во всех точках вселенной, не являются самостоятельными вечными субстанциями. Они разные в разных местах Вселенной, в разных материальных условиях. Прекрасной иллюстрацией этому обстоятельству служит так называемый «парадокс близнецов». Представим себе, что есть два брата-близнеца. Один из них работает психологом, а другой – звездолетчик отправился к ближайшей звезде на звездолете с околосветовой скоростью. Он проведет в полете, скажем, десять лет. Когда он вернется на Землю, его будет встречать его брат, который постарел на 50 лет. Близнецы — люди, родившиеся одновременно, окажутся разного возраста, потому что время течет во Вселенной неодинково.

Как связаны материя, пространство и время? По этому вопросу в истории философии можно обнаружить две основных концепции. Субстанционализмсчитает, что пространство и время – это самостоятельные по отношению к материи реальности, самостоятельные субстанции. Если вдруг материя исчезнет из мира, то пространство и время останутся. Они безразличны к материи. Так считал, например, великий физик И. Ньютон. Он считал, что есть абсолютное пространство и время, существующие независимо от материи и ее движения. В противовес И. Ньютону уже в 18 веке немецкий философ Г. Лейбниц выдвинул реляционную концепцию.Реляционизм считает, что пространство и время не существуют без материи. Пространство – порядок возможных сосуществований вещей. А время – порядок последовательностей вещей. Каждый может судить, какой теории – реляционизму или субстанционализму — ближе теория относительности А. Эйнштейна.

Важной философской проблемой является проблема связи прошлого, настоящего и будущего. Здесь можно выделить 3 основные точки зрения.

1. Динамическая концепция считает реальным только настоящее. Время постоянно движется, течет, моменты сменяют друг друга. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Только в настоящем мы можем действовать и что-то изменять в окружающем мире.

Однако, еще Августин Блаженный (354 – 430) в своей «Исповеди» приходит к апории времени: прошлого и будущего нет, а настоящее – исчезающая граница между ними, сводящаяся к нулю. Сколько длится настоящее? Вот проходит секунда. Часть ее в прошлом, часть в будущем. А где же само настоящее? Оно сводится к нулю. Выходит, что времени вообще не существует.

2. Для «спасения времени» была создана статическая концепция времени.

Ее родоначальник – английский философ Джон Эллис Мак-Таггарт (1866 – 1925). Он установил, что люди представляют время двумя способами, двумя сериями понятий. Первая серия понятий – прошлое, настоящее и будущее. Вторая серия – порядок событий раньше — позже. Порядок событий всегда неизменен. А прошлое, настоящее и будущее постоянно сменяют друг друга. По мнению Мак-Таггарта первая серия понятий ведет к противоречиям. Одно и тоже событие, например, поступление в институт человека А, сначала было в будущем, затем стало настоящим, а потом становится все более и более прошлым. Получается, что событие является настоящим в настоящий момент, будущим в прошлый, в прошлом – будущим. Но ведь прошлое, настоящее и будущее исключают друг друга. Значит, течение времени самопротиворечиво и его на самом деле не существует.

Весь ряд событий уже дан от века, поэтому нельзя говорить о течении времени. Время неподвижно. Это наше сознание движется вдоль линии событий, сталкиваясь то с одним событием, то с другим, отчего и возникает иллюзия течения времени. В этой концепции «замерзшей вселенной» время уподобляется пространству. События на линии подобны домам на улицы. Мы проходим дома один вслед за другим. Но ведь они существуют и до нашего прохождения. Значит, все события уже есть и были всегда. Уже есть наша зрелость и старость, наши дети и внуки. И наша смерть уже есть. Это мы открываем эти события для себя по очереди. И нам кажется, что время течет. В этой концепции можно заметить внутренне противоречие.

3. В противовес этой идее французский философ Анри Бергсон (1859 – 1941) полагал, что пространство и время принципиально различны. Пространство мертво, делимо до бесконечности. Время же неделимо по существу и есть жизнь. Главная характеристика времени – длительность. Время длится. Это означает, что нет резкой границы между прошлым, настоящим и будущим, они плавно переходят и проникают друг друга. длительность – это непрерывность и взаимное проникновение прошлого, настоящего и будущего. Так, например, память – это присутствие прошлого в настоящем. План на будущее – присутствие будущего в настоящем и т. п. Мы можем понимать музыку, фразы языка только потому, что прошлое, настоящее и будущее образуют целостность.

Немаловажно рассмотреть соотношение времени и вечности. Для тех, кто сомневается в существовании вечности можно привести следующее доказательство, принадлежащего русскому философу А. Ф. Лосеву: Время существует. Если оно никогда не закончится, то оно вечно. Если же оно закончится, то наступит его противоположность – вечность. В любом случае вечность существует.

Вечность, по Плотину (ок. 204 – 270) — это совершенное обладание сразу все полнотой жизни.

Время же, поПлатону(427 – 347 до н.э.) -подвижный образ вечности.

Английский поэт Генри Воон так поэтически выразил взгляд Платона:

Однажды ночью я увидел Вечности спокойное лицо;

Из света бесконечного, огромное и яркое кольцо.

Под ним клубились времени часы, и дни, и годы:

И покрывали их небес хрустальные своды.

Гигантской тенью двигались они в эфире,

И в ней вращался мир и все, что существует в мире.

Я и время. Нужно различать объективное, безличное время в науке и субъективное время, как оно предстает в наших переживаниях в сознании. Каждый знает, что время может течь по разному. Когда нам хорошо, время движется быстро. А когда плохо – медленнее. Хотя нам хотелось бы, чтобы было иначе.

Если мы присмотримся к переживаемому нашему мгновению, то мы обнаружим в нем сложную структуру. Помимо переживания настоящего момента в нем есть также и переживание будущего – это наши планы, цели, намерения, ожидания, страхи, надежды, и прошлое в виде воспоминаний, которые, с одной стороны есть несущая основа настоящего, а с другой стороны, есть то, что стесняет и ограничивает наше будущее. Жить во времени человек может подлинно или неподлинно. Человек может растеряться во времени, разбросаться, отказаться от постановки сознательных задач и пассивно отдаться подступающим событиям.

Н. А. Бердяев считал, что время – это болезнь. Время – это распавшаяся вечность, где одно мгновение вытесняет другое. Во времени человек бывает только частично, но никогда целиком. Один он в детстве, другой в зрелости, третий – в старости. Он никогда не бывает цельным существом. Время – это судьба человека. «В чем болезнь и смертельная печаль времени? В невозможности пережить полноту и радость настоящего как достижения вечности, в невозможности в этом моменте настоящего, самом даже полноценном и радостном, освободиться от отравы прошлого и будущего, от печали о прошлом и от страха будущего. Радость мгновения не переживается как полнота вечности, в ней есть отравленность стремительно мчащимся временем. Мгновение, как часть уходящего времени, несет в себе всю разорванность, всю мучительность времени, вечное разделение на прошлое и будущее. И лишь мгновение, как приобщение к вечности, имеет иное качество. Есть глубокая меланхолия в мысли о том, что все непрочно, все преходяще. Мысль о прошлом и мысль о будущем меланхоличны». Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.,1994.- С.284 – 293.

Но человек может решиться сконцентрироваться на проживании в полной мере каждого мгновения. Он вовлекается всем существом в каждое мгновение, ведет яркое существование. В этом миге человек переживает полноту времени, он касается вечности. Время как бы приводится в вертикальное состояние, в отличие от обычного течения событий.

Английский поэт Уильям Блейк так выразил это состояние:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Философ-романтик Ф. Шлегель считал, что вечность может присутствовать во времени: «Но и в самой жизни существует много явлений и мгновений, когда границы времени, по крайней мере на короткий период такого приподнятого состояния, кажутся как бы прорванными или упраздненными. Сюда относятся отдельные моменты высшего восторга в чувстве благоговения, или подлинного экстаза, который, если только он подлинный и реальный, должен рассматриваться как мимолетный луч света из этого высшего мира полной и беспрепятственной духовной жизни. Даже внутренняя молитва без слов, если только она подлинна и в душе при этом действительно что-то происходит, предстает как капля вечности, падающая в душу сквозь время.

Существует и множество других видов этого; один из менее удивительных и столь же всеобще и благотворно воздействующих на душу, как и общепонятных, — это тот, который имеет место в подлинном искусстве и высшей поэзии.

В качестве истоков подлинного искусства Ф. Шлегель отмечает воспоминание о вечной любви, тоску по бесконечному (в музыке оно выражается через страстное томление) и истинное вдохновение божественного. Шлегель Ф. Философия языка и слова// Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т.- Т.2. – М.,1983. — С.366.

В мировых религиях мы наблюдаем стремление преодолеть власть времени и спастись в вечности, обрести жизнь вечную. Оригинальна трактовка вечности в дзэн-буддизме. Вечность существует всегда, значит, она есть в каждый момент времени. Если научиться сознанием полностью присутствовать в настоящем, то можно прикоснуться к вечности и стать счастливым. Можно сказать, что мы живем в раю, просто об этом не знаем, считают последователи этого учения. Поведение последователя этой точки зрения хорошо иллюстрируется следующей историей. Когда один монах гулял по лесу, на него напал тигр. Спасаясь от тигра, монах бежит и падает с обрыва. Он успевает уцепиться одной рукой за сухой куст. Этот куст скоро сломается, вдобавок его корни подгрызают мыши. Сверху тигр старается достать монаха лапой. Снизу прибежал еще один тигр. И вот в этот момент монах видит перед своим лицом кустик земляники. Свободной рукой он срывает ягоду, и кладет ее в рот. Счастье есть только в настоящем.

На умении концентрироваться на настоящем и прямо воспринимать реальность как она есть, основано японское поэтическое искусство хокку. Европейцам порой нелегко понять смысл подобных стихотворений, как, например, данного произведения поэта Басё:

Только дохнёт ветерок —

С ветки на ветку ивы

Бабочка перепорхнёт.

Время с точки зрения философии

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

Для рассмотрения времени в философии предлагают следующие концепции, давайте посмотрим и проследим за развитием этих концепций.

Одним из первых философов, которые начали размышлять о природе времени, был Платон. Время (греч. чсьнпт) он характеризует в своем трактате Тимей как «движущееся подобие вечности». Оно является характеристикой несовершенного динамического мира, где нет блага, но есть лишь стремление им обладать. Время, таким образом, обнаруживает момент неполноты и ущербности (никогда нет времени). Вечность (греч. б?юн), напротив, является характеристикой статического мира богов. Аристотель развил это понимание времени, определив его как «меру движения».

2. Концемпция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения

Такое толкование было закреплено в его «Физике» и оно заложило основу естественнонаучного понимания времени.

В начале Средневековья Августин развивает концепцию субъективного времени, где оно становится психическим феноменом смены восприятий (растяжением души — лат. distentio animi). Августин различает три части времени: настоящее, прошлое и будущее. Прошлое дано в памяти, а будущее в ожидании (в том числе в страхе или в надежде). Августин отмечает такой аспект времени как необратимость, поскольку оно наполняется свершающимися событиями (время проходит). Помимо души человека время обнаруживает себя в человеческой истории, где оно линейно. В дальнейшем оба толкования времени развиваются параллельно. Естественнонаучное понимание времени углубляет Исаак Ньютон, введя концепцию «абсолютного времени», которое течет совершенно равномерно и не имеет ни начала, ни конца. Готфрид Лейбниц следует за Августином, усматривая во времени способ созерцания предметов внутри монады. За Лейбницом следует Иммануил Кант, которому принадлежит определение времени как «априорной формы созерцания явлений». Однако как естественнонаучная, так и субъективная концепции времени обнаруживают в себе нечто общее, а именно момент смены состояний, ибо если ничего не изменяется, то и время никак себя не обнаруживает. А. Бергсон в этой связи отрицает «отдельное» существование времени и предметов, утверждая реальность «длительности». Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А Бергсон: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед.»

Схожие представления развиваются в столь различных философских направлениях как Диалектический материализм (время как форма существования материи) и в феноменологии. Время уже отождествляется с бытием (например, в работе Хайдеггера «Бытие и время», 1927) и его противоположностью уже становится не вечность, но небытие. Онтологизация времени приводит к его осознанию как экзистенциального феномена.

Попробуем снова дать более краткое понятия времени в философии — форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи.

И всё же что объединяет эти два понятия пространство и время. Связь между этими понятиями.

Пространство и время — физическая модель, дополняющая пространство равноправным временнымм измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом. Пространство-время непрерывно и с математической точки зрения представляет собой многообразие с лоренцевой метрикой.

В нерелятивистской классической механике использование Евклидова пространства, не зависящего от одномерного времени, вместо пространства-времени уместно, так как время рассматривается как всеобщее и неизменное, будучи независимым от состояния движения наблюдателя. В случае релятивистских моделей время не может быть отделено от трёх измерений пространства, потому что наблюдаемая скорость, с которой течёт время для объекта, зависит от его скорости относительно наблюдателя, а также от силы гравитационного поля, которое может замедлить течение времени.

В космологии и релятивистской физике вообще концепция пространства-времени объединяет пространство и время в одну абстрактную Вселенную. Математически она является многообразием, состоящим из «событий», описанных системой координат. Обычно требуется три пространственных измерения (длина, ширина, высота) и одно временное измерение (время). Измерения — это независимые составляющие координатной сетки, необходимые для локализации точки в некотором ограниченном «пространстве». Например, на Земле широта и долгота — это две независимые координаты, которые вместе однозначно определяют положение. В пространстве-времени координатная сетка, которая простирается в 3+1 измерениях, локализует события (вместо просто точки в пространстве), то есть время добавляется как ещё одно измерение в координатной сетке. Таким образом, координаты определяют где и когда происходят события. Однако единая природа пространства-времени и его независимость от выбора координат позволяют предположить, что чтобы выразить временную координату в одной системе координат, необходимы как временная, так и пространственная координаты в другой системе координат.

3 Точнее, почти равноправным: на самом деле практически в любой современной формулировке временное измерение сохраняет некоторое отличие от пространственных, хотя это часто замаскировано. Это отличие проявляется прежде всего в сигнатуре метрики пространства-времени (см. Пространство Минковского).

В отличие от обычных пространственных координат, в пространстве-времени возникает понятие светового конуса, накладывающее ограничения на допустимые координаты, если одна из них везде должна быть временной.

Эти ограничения жёстко связаны с особой математической моделью, которая отличается от Евклидова пространства с его очевидной симметрией.

В соответствии с теорией относительности, Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение, и все четыре измерения органически связаны в единое целое, являясь почти равноправными и в определенных рамках (см. примечания ниже) способными переходить друг в друга при смене наблюдателем системы отсчёта.

В рамках общей теории относительности пространство-время имеет и единую динамическую природу, а его взаимодействие со всеми остальными физическими объектами (телами, полями) и есть гравитация. Таким образом, теория гравитации в рамках ОТО и других метрических теорий гравитации есть теория пространства-времени, полагаемого не плоским, а способным динамически менять свою кривизну.

До начала двадцатого века время полагалось независимым от состояния движения, протекающим с постоянной скоростью во всех системах отсчёта; однако затем эксперименты показали, что время замедляется при больших скоростях одной системы отсчёта относительно другой. Это замедление, названное релятивистским замедлением времени, объясняется в специальной теории относительности. Замедление времени подтвердили многие эксперименты, такие как релятивистское замедление распада мюонов в потоке космических лучей и замедление атомных часов на борту космического челнока, ракеты и самолётов относительно установленных на Земле часов. Длительность времени поэтому может меняться в зависимости от событий и системы отсчёта.

Термин пространство-время получил широкое распространение далеко за пределами трактовки пространства-времени с нормальными 3+1 измерениями. Это действительно соединение пространства и времени. Другие предложенные теории пространства-времени включают дополнительные измерения, обычно пространственные, но существуют некоторые умозрительные теории, включающие дополнительные временные измерения, и даже такие, которые включают измерения, не являющиеся ни временными, ни пространственными (например, суперпространство). Сколько измерений необходимо для описания Вселенной — этот вопрос до сих пор открыт. Умозрительные теории, такие как теория струн, предсказывают 10 или 26 измерений (с М-теорией, предсказывающей 11 измерений: 10 пространственных и 1 временное), но существование более четырёх измерений имело бы значение только на субатомном уровне.

В современной науке используются также понятия биологического, психологического и социального пространства и времени.

Биологическое пространство и время характеризуют особенности пространственно-временных параметров органической материи: биологическое бытие человеческого индивида, смену видов растительных и животных организмов.

Психологическое пространство и время характеризуют основные перцептивные структуры пространства и времени, связанные с восприятиями. Перцептивные поля — поля вкусовые, визуальные и т. д. Выявлены неоднородность перцептивного пространства, его асимметрия, а также эффект обратимости времени в бессознательных и транспсихических процессах. Существует также синхронизм психических процессов, состоящий в одновременном параллельном проявлении идентичных психических переживаний у двоих или нескольких личностей.

Социальное пространство и время характеризуют особенности протяженности и пространственности социальных объектов. Неоднородность структурных связей в социальных системах определяется распределением социальных групп и величиной их социального потенциала, а также локальными метрическими свойствами объектов. Коммуникативные и интерактивные взаимодействия социальных структур фиксируют особенности параметров времени в ретрансляции социального опыта и одновременность в протекании социальных событий.

Систематизация и связи Термины: вечность Термины: движение Термины: отражение Термины: процесс Термины: сознание Термины: субъект

Зададимся вопросом. Как человек узнал о существовании времени?

Да очень просто. У человека есть сознание.

Сознание – это высшая форма отражения действительности.

Связь сознания с окружающей действительностью осуществляется посредниками – органами чувств. Органы чувств создают восприятия движения, которые и отражаются сознанием..

Отражение сознанием какого-то неизвестного процесса (движения) человек взял да и обозначил термином «время» (течением времени). И далее этот термин передавался при смене поколений.

Не трудно понять, что величина перемещения и длительность (время) процесса перемещения обозначают одно и то же. Время и перемещение – синонимы.

Следовательно, время – это отражение сознанием процесса перемещения (движения) Явление сугубо субъективное.

Наиболее полное, и неизменное на протяжении миллионов лет (не считая флуктуаций за счёт перемещения объекта в пределах Солнечной системы) — это перемещение по Галактической орбите.

Любое движение материи можно представить в виде простейших перемещений тела предмета, микрочастицы или фазы колебания.

То, что время – это отражение сознанием перемещения — факт неоспоримый, но, к сожалению, этот факт оспаривает самоё же сознание. И преодолеть это сопротивление чрезвычайно трудно. Сложившееся тысячелетиями восприятие времени проникло глубоко в сознание, но, рано или поздно, это восприятие необходимо менять.

При рождении человека в сознании присутствуют только инстинкты. По мере развития, человек обучается. Необученный человек подобен Маугли. Такая беда и случилась с временем. Никто и ничто не заложило в сознание информацию о сути и назначении времени. Оно, сознание, за тысячи лет присвоило отражению времени свойства движения – вечность и бесконечность. С другой стороны, сознание присвоило движению существование во времени. Сложился стереотип – там, где есть движение, там обязательно и время. В действительности сознание экстраполирует время на движение. Время только в сознании.

Изменить стереотип восприятия времени, сложившийся за тысячи лет в сознании должно самоё сознание

Конечный результат зависит от желания и свойств индивидуума.

Перемещение минимальной единицы вещества (дырки) в Гравитационном поле возбуждает электромагнитную Д-волну. О физике Д-волн будет сказано позже. Заметим только, что это самая короткая натуральная волна в природе.

В процессе эволюции:

-образовался орган чувств – орган времени. Подсчёт Д волн, количество которых пропорционально перемещению по Галактической, отражается сознанием как течение времени;

-в биоструктурах, в которых идут временные процессы, образовались локальные органы времени, выполняющие функцию управления и синхронизации этих процессов;

-для отражения окружающей действительности в движении, образовался орган зрения с покадровым принципом отражения. Этот принцип человек использовал при создании кинематографа. Перемещение по Галактической орбите – это перемещение киноленты. Подсчёт Д-волн – это подсчёт перфораций на киноплёнке. Изображение от сетчатки глаза – это кадры на киноплёнке;

-для отражения окружающей действительности в цвете, в органе зрения образовались три частотных полосовых фильтра. Нет в природе Гиганта мысли, системотехника, который смог бы объяснить алгоритм создания, настройки и сохранения настроек этих фильтров, без опорной частоты. Такой опорной частотой является частота Д-волн.

Онтология физического времени

(Опыт философского исследования сущности физического времени).

Аннотация

Понятие «времени» является одним из наиболее часто употребляемых в физике, однако, несмотря на это, полного и однозначного его понимания и корректного определения у физиков до сих пор ещё нет. Под временем в физике понимается некая условная равномерно текущая метрологическая длительность, измеряемая с помощью часов и входящая в уравнения как некоторый параметр t. В ОТО время вообще утрачивает свой физический смысл длительности и, объединяясь с пространственными координатами, образует, так называемое, четырёх мерное пространственно – временное многообразие. Однако во все уравнения, которые реально работают и хорошо описывают динамические процессы, входит не само «время», а реальные физические изменения состояний, соотнесённые с ходом часов, находящихся в СО наблюдателя: dx/dt, dv/dt, dΦ/dt, dΤ/dt, и т. д. Особенность линейного метрологического времени, отсчитываемого по часам наблюдателя, состоит в том, что оно никак не отражает характера реальных нелинейных физических процессов, происходящих в самих эволюционирующих объектах, и физически с ними никак не связано. Таким образом, линейное метрологическое время является внешним фактором по отношению к эволюционирующему объекту и представляет собой не более чем искусственное эвристическое средство в руках Познающего Субъекта. Метрологическое «время» следует относить к искусственному нормировочному процессу, нормирующему все необратимые процессы, т.е. реальное физическое время.

Таким эвристическим средством является равномерная эталонная шкала часов или масштабированная координатная ось «времени», соотнося с масштабом которой, нормируются длительности всех произвольных событий и нелинейных процессов, в результате чего появляется возможность их сравнения, ранжирования и масштабирования, а также количественного их описания. Всё это даёт возможность координированной ориентации во всех происходящих событиях.

В динамичном мире, где все координаты объектов в пространстве непрерывно меняются, не может быть единого метрологического времени, поскольку не возможно синхронизировать ход времени в каждой его точке. Следовательно, метрологическое время принципиально невозможно связать с координатой точки пространства. В связи с этим возникает серьёзное сомнение и в реальности существования четырёх мерного пространственно — временного многообразия Минковского, а значит и всех вытекающих из него следствий.

В ниже приведённой статье предлагается взглянуть на реальное физическое время как на естественный процесс необратимых и нелинейных эволюционных изменений индивидуальных для каждого отдельного объекта, которые накапливаясь, образуют временной шлейф жизненной истории объекта сохраняемый в его «памяти» .

Заметим, что ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА И.Пригожина, в сущности, является признанием им ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ, когда НЕОБРАТИМОСТЬ «играет важную конструктивную роль» и «создаёт порядок из хаоса», «охватывает изолированные системы, эволюционирующие к хаосу, и открытые системы, эволюционирующие ко всё более высоким формам сложности». Реальное физическое время это результат взаимодействий, представляющий собой не что иное как сам процесс необратимых эволюционных изменений. Предлагаемое понятие времени представляется наиболее естественным для понимания и не противоречащим уже известным экспериментально установленным научным фактам. Возможно, что в дальнейшем, предлагаемое понятие поможет по — новому взглянуть на некоторые существующие и вновь возникающие проблемы. Шаблон:Викифицировать

  • Реальное физическое время
  • Формирование понятия времени
  • Пространственно-временной интервал
  • Определение основных понятий
  • Эффект замедления времени в СТО
  • По поводу инфляционной космологии
  • О единстве времени
  • Начало всех начал

Выводы

Сама потребность в понятие времени возникла только после осознания необратимости всех происходящих вокруг нас и в нас самих непрерывных эволюционных изменений, когда настоящее безвозвратно уходит в небытиё прошлого, а на смену ему приходит неизвестное будущее. Без осознания необратимости эволюционных изменений у нас не могло бы возникнуть и ощущения длительности, а значит не возникла бы и необходимость в понятие времени. В процессе эволюции каждого объекта в нём последовательно накапливаются необратимые конструктивные и деструктивные изменения, а сам процесс последовательных изменений вызывает у нас, (познающих субъектов — ПС), ощущение эволюционной или временной длительности, которую мы и обозначаем как время. Возникшее понятие времени вызвало потребность его измерения. Измерение реального физического времени, скорость которого меняется нелинейно, приходится сравнивать с постоянной скоростью считывания числа колебаний счётчика часового устройства, который показывает всегда своё собственное, равномерное метрологическое (инструментальное) время. Равным интервалам, отсчитываемым счётчиком часового механизма: n1=n2=n3=…будут соответствовать равные интервалы метрологического времени Δt i : Δt1 = Δt2 = Δt3 = …. Проблема состоит в том, что в реальном эволюционном процессе, представляющем физическое время, за каждый интервал метрологического времени Δt i , вообще говоря, будет происходить различное количество эволюционных изменений — N i , при этом … N1 ≠ N2 ≠ N3 ≠ … что свидетельствует о не возможности синхронизации «реальных физических часов» с нашими эталонными часами, отсчитывающими метрологическое время. Метрологическое время, измеряемое нашими часами, физическим временем не является, поскольку процесс гармонических колебаний является незатухающим и обратимым, а следовательно, сам по себе, не может быть использован в качестве меры. Гармонические, незатухающие колебания, в идеале, как и флуктуации, безвременны. Положение спасает необратимый счётчик числа гармонических колебаний. Счётчик часового устройства засчитывает каждое колебание, и последовательно ставит в соответствие каждому колебанию число из натурального ряда чисел …i, (i+1), (i+2), (i+3), … N, … Необратимо меняющиеся показания счётчика, соответствующие числу колебаний, представляют искусственную модель нормированного эволюционного процесса, а накапливающееся число колебаний представляет специфическую, метрологическую длительность. Пусть NА представляет собой число показаний счётчика накопившееся с момента начала некоторого события А и до его окончания. Тогда натуральный ряд чисел … i, (i+1), (i+2), (i+3),… NА, выставленных на числовую ось в определённом масштабе, будет представлять временную длительность события А, а саму числовую ось можно считать как ось времени.

При этом нужно иметь в виду, что время события А, как эволюционное изменение объекта «А», измеренное с помощью часов, как внешнее метрологическое время, никак не отражает эволюционных изменений самого данного объекта «А», т.е. не отражает его реальных эволюционных изменений. Метрологическое время представляет собой, своего рода, проекцию реального физического времени, интересующего нас события А на равномерно проградуированную временную ось метрологического времени. Метрологическое время, представляет собой не более чем искусственно созданное, но очень значимое эвристическое средство, без которого познание сложных процессов было бы невозможным. Метрологическое время позволяет ранжировать все происходящие события в виде временных координат на оси времени и таким образом устанавливать между ними причинно-следственные взаимосвязи.

Физическое время это собственное время, индивидуальное для каждого эволюционирующего объекта, а так же для каждой его отдельной локальной области и точки, оно дискретно, не равномерно и не синхронизируемо, у него нет единой, общей для всех объектов меры и обозначается отвлечённым натуральным числом, которое соответствует количеству всех необратимых изменений состояний. Не эволюционирующие объекты существуют вне времени, поскольку все изменения в них полностью обратимы. Физическое время — это процесс, накапливающихся необратимых, эволюционных изменений физических состояний объекта, дискретная последовательность которых составляет его событийно-эволюционную длительность, воспринимаемую ПС как время «жизни» объекта. Таким образом, реальная продолжительность «жизни» каждого объекта должна оцениваться не числом «прожитых» им секунд, минут, часов или лет, а числом эволюционных изменений, числом совершённых и «пережитых» им событий, что в информационном отношение гораздо более значимо для ПС.

Выбор момента начала отсчёта метрологического времени не принципиален, он ничем не регламентирован кроме соображений удобства. Абсолютное значение имеет только длительность события, временной интервал — Δt = t2 – t1 , а t1 и t2 — моменты начала и окончания события, абсолютного значения не имеют, их отсчёт ведётся относительно условно принятого нулевого начала на оси времени.

В этом смысле, метрологическое время — это, по существу, эвристический инструментарий, физико-математический параметр, фиксирующий моменты начала и конца наблюдаемых событий по часам находящимся в системе наблюдателя. Для описания наблюдаемых событий мы соотносим реально происходящие изменения объекта с изменениями нормированной длительности наших часов, то есть переводим реальное физическое время, не доступное прямому измерению, в доступное нам метрологическое (математическое) время. Однако более информативной для нас, как познающих субъектов, является не сама временная длительность, а быстрота изменения состояния объекта: быстрота изменения его координаты — dx/dt, быстрота изменения скорости — dν/dt, быстрота изменения массы — dm/dt, быстрота изменения потенциальной энергии — dU/dt, быстрота изменения кинетической энергии — dT/dt, быстрота изменения напряжённости электрического поля — dE/dt, быстрота изменения напряжённости магнитного поля — dH/dt, … и т. д. и т. д. Благодаря тому, что эти соотношения входят в различные физические уравнения, последние приобретают способность адекватно описывать реальные физические процессы. Всякое необратимое изменение физической величины: dx, dν, dx, dν, dm, dU, dT, dE, dH, и т. д. это дискретный процесс бесконечно малого изменения физического состояния объекта, который и представляет собой дискретный акт физической длительности, из последовательности которых и складывается реальное физическое время эволюционирующего объекта. Нас, как познающих субъектов, при изучение происходящих событий, прежде всего, интересует их интенсивность как качественная характеристика, поскольку именно она, как правило, детерминирует последующие изменения или, по крайней мере, определяет их вероятность. В теории познания, метрологическое время является таким же необходимым эвристическим средством, каким является и весь эвристический аппарат физико-математических наук.

В связи со всем выше сказанным, возникает робкое сомнение в физическом единстве «пространственно — временного многообразия» Г.Минковского — Эйнштейна. Однако предлагаемое понятие физического времени вовсе не противоречит основным принципам СТО и ОТО и полностью согласуется с ними. В СТО это принцип относительности Эйнштейна и принцип независимости скорости света в вакууме от выбора инерциальной системы отсчёта. В ОТО основным принципом является эквивалентность инерции и тяготения (гравитации). Исключение представляет объединение пространства и времени в единое «пространственно-временное многообразие», которое, по мнению автора, является искусственным образованием.

Вызывает недоумение, когда профессиональные физики — теоретики, работающие на передовом фронте современной физики — теории суперструн, (претендующей на теорию всего сущего), всё ещё продолжают интерпретировать время как некую субстанциональную сущность. Согласно гипотезы американского физика Брайан Грина (17), пространство-время (П-В), это «когерентное состояние струн», которые «как нити ткани пространства-времени» колеблются в определённой моде. Он ставит вопрос: «не существует ли исходного материала для ткани пространства-времени…, когда создающие структуру пространства-времени струны ещё не включились в упорядоченный, когерентный танец колебаний…», когда ещё «пространство-время не существует»?

Б.Грин пишет: «Представление такого бесструктурного исходного состояния, в котором нет пространства и времени в обычном смысле, требует предельного напряжения ума у большинства людей (во всяком случае, у меня)». И далее: «…так как гравитация связана с формой пространства и времени, мы не должны ограничивать теорию, заставляя её действовать в уже существующих рамках пространства-времени… Мы должны позволить теории струн создавать её собственную пространственно-временную арену, начиная с конфигурации, в которой пространство и время отсутствуют (!!).»

Пространство-время это та «арена», на которой разворачиваются все события, поэтому, как пишет Грин: «Нахождение корректного математического аппарата для формулировки теории струн без обращения к изначальным понятиям пространства и времени является одной из наиболее важных задач, с которыми сталкиваются теоретики. Разобравшись в том, как возникает пространство и время (!!), мы могли бы сделать огромный шаг к ответу на ключевой вопрос, какая геометрическая структура возникает на самом деле». Б.Грин предлагает решить явно неразрешимую проблему — создать такой математический аппарат, который позволил бы формализовано выводить как следствия характеристики пространства и времени, то есть «создавать…собственную пространственно-временную арену, начиная с конфигурации, в которой пространство и время отсутствуют (!!)».

Однако здравый смысл просто не может принять это заманчивое предложение, поскольку ему просто не по силам подняться до уровня «творца» Мироздания, который, будучи незнамо где и когда, из ничего создаёт всё. Если даже допустить, что кому-то бы удалось «создать» такой «корректный математический аппарат для формулировки теории струн без обращения к изначальным понятиям пространства и времени», то ему всё равно пришлось бы обосновывать пространственную протяженность самих струн, как специфической «ткани пространства-времени». Поскольку сама струна, как впрочем, и любой реально существующий объект, является пространственным образованием. Возможно, нужно признать, что пространство, как когда-то считал Ньютон, является универсальным «вместилищем» пространственно протяженных объектов? Таким образом, когда мы вводим в обиход какой-то объект, то мы уже изначально подразумеваем его пространственную протяжённость, однако вовсе не обязательно, что при этом он должен обладать и временной длительностью. Все лептоны, кварки, переносчики взаимодействий и протон существуют вне времени и если в действительности существуют струнные объекты, то, безусловно, они должны быть вне времени, то есть они не должны эволюционировать. Реальное существование всякого нечто, доступного нашему восприятию, возможно только в координированном трёхмерном пространстве, но вовсе не обязательно во времени. Никаким, даже запредельным напряжением ума невозможно представить такое состояние, «в котором нет пространства и времени в обычном смысле» поскольку это было бы абсолютным ничто. Б.Грин сетует на то, что необходимость обращаться к «изначальным понятиям пространства и времени» ограничивает теорию гравитации, «заставляя её действовать в уже существующих рамках пространства — времени…», а для решения этой проблемы он предлагает «создавать… собственную пространственно-временную арену». Но вполне возможно, что для решения этой проблемы потребуется радикально переосмыслить и само пространственно — временное единство?

В. К. Павлов. 07.2009 г.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Как взорвалась Вселенная». И. Д. Новиков, «Наука», 1988 г.
  2. «Структура и природа времени».Дж. Уитроу, «Знание»,Москва, 1984 г.
  3. «Методологические проблемы физики». Н. В. Мицкевич, А. С. Алексеев, Э. М. Гудинов, «Знание», Москва, 1981 г.
  4. «Проблемы начала и конца метагалактики». И. Л. Розенталь, «Знание», Москва, 1985 г.
  5. «Релятивистская астрономия». И. А. Климишин, «Наука», Москва, 1983 г.
  6. «Электродинамика и теория относительности». А. Н. Матвеев. «Высшая школа», Москва — 1964 г.
  7. «Физика элементарных частиц». Л. Б. Окунь, «Наука», Москва, 1988 г.
  8. «Физика атомного ядра и элементарных частиц». А. И. Наумов, «Просвещение», Москва, 1984 г.
  9. «Всего лишь кинематика». Г. И. Копылов, «Наука», Москва, 1981 г.
  10. «Законы микромира». В. В. Батыгин, «Просвещение», Москва, 1981 г.
  11. «Основы современного естествознания». А. И. Иванов, С. Б. Токарева, А. В. Хоперсков, ВГУ, Волгоград, 2001 г.
  12. «Этюды о симметрии». Е. Вигнер, «Мир», Москва, 1971 г.
  13. «Порядок из хаоса». Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс, «Прогресс», Москва, 1986 г.
  14. «Вселенная, жизнь, разум». И. С. Шкловский, «Наука»,Москва,1987 г.
  15. «Динамика иерархических систем. Эволюционное представление». Дж. Николис, «Мир», Москва, 1989 г.
  16. «Физика элементарных частиц и инфляционная космология». А. Д. Линде, «Наука», Москва, 1990 г.
  17. «Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории». Брайан Грин, Издательство УРСС, 2004 г.

> Примечания

Философские рассуждения о времени

Если кто-то думает, что самое дорогое в нашем мире жизнь, любовь, здоровье, богатство, другие блага — он глубоко ошибается.
Самое дорогое — время.
Нужно четко разделять мирское и философское восприятие времени.
В моем понимании время и вечность – «близнецы братья». Философское время не имеет ни начала, ни конца. Оно бестелесное и бездуховное. Кто-то считает, что время неподвижно.
Мирское время неумолимо уходит вперед, оставляя позади себя память, факты, историю. Умирают люди, планеты, звезды, а время продолжает отсчитывать свой счет, невзирая ни на что. Ни войны, ни глобальное потепление, не техногенные катастрофы, любые события, независимо от их сложности, не оказывают абсолютно никакого влияния на время.
Время – одно из основных понятий физики и философии, над изучением которой было сломано столько стрел и копий.
Согласно нынешнему технологическому развитию человечества, информация переносится только из прошлого в будущее.
Но многие ученые, ну и, конечно, писатели-фантасты не разделяют данную точку зрения.
Да и многие из нас, обычные обыватели, любимыми детскими авторами которых были Герберт Уэллс, Жюль Верн, Александр Беляев, братья Стругацкие настраиваем себя на то, что время не одностороннее, а двустороннее. Движется и вперед, и назад. А может быть и многомерное, хотя данная мысль пока не укладывается в нашей голове.
Перемещение из настоящего в прошлое, пространственные сдвиги, преодоление скорости света – все это мы воспринимаем как вызовы нереального, неземного происхождения, которые будоражат наши умы, заставляя искать ответы на «чудаковатые» вопросы философии.
И во всем этом многообразии мира философии ищем свое достойное место. Понимая, что мы песчинка вселенной, не ценить то время, которое нам подарено, просто безрассудно.
Как было упомянуто выше, физика делает различие между прошлым и будущим. Наш же ум различает ещё и настоящее.
Так и хочется сказать — цените каждую минутку своей жизни, ибо оно безвозвратно уходит. Делайте больше добра и уделяйте максимум времени своим любимым и друзьям. Ни богатство, ни другие блага мы не заберем с собой в иной мир.
Но можем оставить после себя память, которая либо сразу затеряется в глобальном потоке информации или будет, как нечто запоминающееся и долговечное, храниться в сердцах и умах близких, а может тысяч и миллионов людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *