Зачем люди режутся лезвием

Что это такое?

Большинство придерживается мнения, что физический вред себе наносят только подростки последних десятилетий. Причиной этого называется огромное количество насилия и информационная перегруженность. Однако о том, как резать себя, было известно еще в древние времена. Религиозные фанатики прибегали к разным способам самоистязания, считая, что страданиями тела очищается душа. Физическая боль действительно может временно заглушить боль душевную. Но почему режут себя подростки и взрослые на самом деле, и что провоцирует подобные стремления?

Самоповреждение – нанесение по внутренним причинам преднамеренных повреждений своему телу без суицидальных намерений. Считается симптомом некоторых психических расстройств. Среди них – пограничное расстройство личности, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения, булимия, анорексия, биполярное расстройство и другие. Но люди могут резать себя и без клинического диагноза, однако зачастую это связано с депрессией, тревожностью и прочими проблемами психического здоровья.

Распространенные виды самоповреждений:

  1. Порезы на ладонях, запястьях и бедрах.
  2. Расцарапывание кожи до крови.
  3. Ожоги.
  4. Бросание тела на твердые поверхности, удары головой об стены.
  5. Самоудушение, сдавливание головы.
  6. Препятствование заживлению ран и царапин, их постоянное вскрытие.
  7. Проглатывание несъедобных предметов.
  8. Прокалывание кожи острыми и колющими предметами.

Причины

Подобное поведение объясняется двумя теориями, связанными с физиологией:

  1. Серотониновая теория. Недостаток серотонина у некоторых людей приводит к тому, что они плохо справляются со стрессом и начинают себя резать. Болевые ощущения вызывают всплеск серотонина и улучшают самочувствие человека.
  2. Опиатная теория. Противоболевая система мозга активируется во время ушибов и ранений. Природным обезболивающим являются опиаты, которые притупляют боль и вызывают эйфорию. Регулярно причиняющие себе физический вред люди могут привыкнуть к таким эффектам.

Причины самоповреждения могут быть как внутренними, так и внешними. Чаще всего подобное поведение скрывает попытки человека справиться с эмоциональным дискомфортом. Мотивом для того, чтобы начать себя резать, могут стать любые стрессовые ситуации. Так, например, причинами могут быть:

  • Внутрисемейные проблемы: жестокое обращение, бракоразводный процесс, тирания жены или мужа, пренебрежение, чрезмерная строгость родителей.
  • Собственное бессилие, обида.
  • Пережитое сексуальное насилие.

Почему люди не находят другие способы справиться с эмоциональным стрессом?

В медицине стремление к самоповрежедению объясняется наличием следующих причин:

  1. Пониженная самооценка. Подростки, страдающие от болезни, когда режешь себя, зачастую имеют низкую самооценку. Они считают себя некрасивыми, глупыми, никчемными, неинтересными, не видят в себе и своей жизни ничего значимого.
  2. Перфекционизм, завышенные требования. Для того чтобы расслабиться и порадоваться, подростку требуются невыполнимые условия. Это связано с завышенными ожиданиями и высокой планкой, установленной родителями, школой, любимым человеком, друзьями. Среда жесткой конкуренции, в которой он находится, также имеет свое влияние. В качестве предмета конкуренции могут выступать стандарты красоты, учебные достижения и социальный статус. Подростки, находящиеся в таких условиях, подсознательно убеждены в том, что все должно быть идеально, иначе им приходится наказывать самих себя.
  3. Эмоциональная уязвимость. Холодные отношения в семье также являются одной из причин самоповреждений. Подобное поведение провоцируется своеобразной культурой отношения к эмоциональной составляющей. Подростки, живущие в таких условиях, некомпетентны в эмоциональном плане, с трудом понимают собственные эмоции и выражают их. Неправильная установка в эмоциональном отношении приводит к тому, что подростки не могут обратиться за помощью к близким людям.

Самопорезы и самоповреждения на руках у подростков в практике детского психиатра.Часть 1

0 2618 31 Марта 2018 в 02:08 Автор публикации: Екатерина Крестникова, врач – психиатр-нарколог
Редакторы:Евгения Алексеева, врач;
Диана Кирсс, семейный врач

В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения. Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме. В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе. Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?

Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?

Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?

Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!

Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный. Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно. Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.

Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора

После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок. Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.

Звуковой вектор — это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание. Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место. А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.

Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке — слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.

Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, — ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.

Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора. И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился». В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.

Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!

Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество. Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни. «Оставьте меня в покое!» — это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.

Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором — частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.

У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они. Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли. И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, — причиняют себе самоповреждения.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.

Человек с кожным вектором обладает очень нежной кожей с низким болевым порогом. И если, наказывая, его бьют — то он переучивается получать удовольствие не от нежности и ласки, как положено, а от боли. Меняются биохимические процессы в головном мозге ребенка. Измененный принцип удовольствия бессознательно толкает ребенка вести себя так, чтобы его опять наказали физически. И хотя ему больно, он будет стремиться к боли именно из-за перестройки системы эндорфинов его организма.

Про таких говорят: «Специально ведет себя так, как будто еще получить хочет!» Именно поэтому в подростковом и уже взрослом возрасте нанесение себе самопорезов и иных самоповреждений, то есть причинение себе физической боли, способствует выделению эндорфинов, гормонов удовольствия, и это становится неким средством для снижения остроты душевной боли, связанной с неудовлетворенным звуковым вектором. Дети пытаются гасить боль души телесно, сами не понимая, зачем они это делают.

Когда это уже навязчивое самоповреждение кожи, психиатром может быть диагностирован синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.

Импульсивно, находясь во власти удушающей звуковой депрессии, в момент отчаянной душевной муки, хуже которой ничего нет, подросток со звуковым вектором наносит себе самопопорезы и самоповреждение на руках, реже ногах, других частях тела. Те, кто курят — тушат о себя сигареты. Тем самым они причиняют боль своему телу, которая на время приглушает боль души. Ведь боль души самая-самая сильная! Временно она уходит. Чтобы потом вернуться вновь.

Именно человек со звуковым вектором разделяет в своем восприятии тело и душу. Тело — это не я. Я — это бесконечная душа. Душа, не находящая ответа на свои вопросы… Которая болит, мечется, не знает, куда податься… А тело? А кому оно нужно, это тело, все равно скоро умрет — так приходят первые суицидальные мысли. Может начать развиваться синдром деперсонализации-дереализации и другие симптомы звукового вектора в болезненном состоянии: нежелание общаться, выходить из дома, чрезмерный сон или бессонница, головные боли, отрешенность от всего и так далее.

Роль других векторов в причинах самопорезов и самоповреждений на руках у подростков

Кроме звукового и кожного, подростки могут обладать еще и зрительным вектором, то есть иметь большую эмоциональную амплитуду. И в случае неправильного воспитания в детстве развитие их чувственной сферы затормаживается, такие дети могут вести себя демонстративно, «вскрывать вены», шантажировать суицидом. Но это совсем другой случай, он будет рассмотрен в следующей статье.

Значение эмоциональной связи между родителем и подростком

Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит. Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения. Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?

Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей. Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями. Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Ниже лишь небольшая подборка результатов от матерей, прошедших тренинг:

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе понять себя.

Продолжение следует…

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Екатерина Крестникова, врач – психиатр-нарколог
Редакторы:Евгения Алексеева, врач;
Диана Кирсс, семейный врач Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

«Меня никто не понимает (не слышит, не любит, не уважает, не замечает)», «Я уродливый (глупый, тупой, толстый, худой, никуда не годный)», «Я никому не нужен (всем мешаю, меня все ненавидят, я всех достал)», «Мне тоже никто не нужен (меня все достали)». Периодически такие мысли приходят в голову всем подросткам. Но у некоторых они становятся навязчивой идеей, манией.

Свою роль отыгрывают опасные примеры из соцсетей. Например, популярные фото Чонгука в ВК, на которых продемонстрированы шрамы на лице и следы на руках молодого популярного исполнителя, депрессивные картинки, стихи о суицидах и деструкции собственного тела, И тогда ребенок решается на отчаянный поступок, не думая о его последствиях.

Это сделать за него должны взрослые, которые находятся рядом. Винить себя об упущенном моменте поздно, все самое трагическое уже произошло. И теперь, если вы обнаружили порез вены на руках подростка, вам нужно срочно действовать, чтобы не допустить фатального исхода трагедии.

Первая помощь

Если обнаружен порез запястья руки, что делать, как лечить подростка? В первую очередь нельзя паниковать, кричать и ругаться. Нужно осмотреть пострадавшие конечности и оказать необходимую первую помощь.

Если порезы затронули вены, вам следует немедленно вызвать «скорую помощь» и госпитализировать подростка. Ранение вены на любой части тела приводит к большой кровопотере и необратимым последствиям, при серьезных ранах у подростков вы не сможете самостоятельно остановить кровотечение в домашних условиях. Если же вены целы, можно обойтись и без докторов, все останется в пределах вашей семьи и квартиры.

От вас потребуется следующее:

  1. Осмотреть порезы на предмет грязи и попадания в ранки инородных предметов. Если такие обнаружены, их удаляют пинцетом или скрученным в жгут стерильным бинтом.
  2. Промыть поверхность кожи перекисью водорода или другим антисептиком.
  3. Если ничего под рукой нет, можно продезинфицировать водкой, медицинским спиртом, настоем ромашки. Или, в крайнем случае, просто мыльной водой.
  4. Если кровотечение после этого не остановилось и все равно вытекает много крови, следует наложить на рану давящую повязку. Можно просто прижать ее пальцами через салфетку.
  5. Небольшие порезы на запястье заклеиваются пластырем. Обширные раны следует забинтовать.

Такие меры помогут избежать инфицирования и нагноения. Это крайне важно, инфицированные порезы на руках лезвием могут стать причиной абсцесса и обширного сепсиса организма. Подросток может потерять конечность и даже погибнуть, если инфекция распространится по всему организму.

Важно: помимо вен при порезах на руках могут быть повреждены сухожилия. Такая травма грозит частичной или полной утратой подвижности руки. Сухожилия сами по себе не срастаются и не заживают, тут необходима оперативная помощь хирурга. Поэтому если рука не сгибается или онемели и не шевелятся пальцы, в травмпункт поехать все же придется.

Что делать дальше

Легкие, небольшие порезы на запястьях никакого особенного лечения не требуют. Достаточно регулярно обрабатывать их антисептиками, например, зеленкой, менять пластырь и повязки.

Сильные, глубокие порезы у парня или девушки на запястьях заживают более длительный период, быстро избавиться от ран и следов не получится. Его можно ускорить, если кроме антисептических растворов для промывания и дезинфекции использовать специальные мази. На какие препараты обратить внимание? Заживлению способствуют:

  1. Солкосерил. Мазь на основе вытяжки плазмы теленка помогает быстро вылечить глубокие порезы без последствий. На поверхности ранок образуется тонкая защитная пленка, преграждающая путь патогенным микроорганизмам извне. А под пленкой будет идти активный процесс заживления ранки и восстановления тканей благодаря действующим компонентам в составе средства, стимулирующим метаболические процессы. Мазь имеет противопоказания, потому перед использованием необходимо внимательно прочитать инструкцию.

  1. Мазь Вишневского. Не способствует напрямую восстановлению тканей, действует больше как антисептик, но это тоже очень важно в процессе заживления. Ранки не будут нагнаиваться и воспаляться, и заживут быстрее.
  2. Спасатель. Хорошо помогает при неглубоких порезах-ссадинах. Также защищает от попадания инфекции в открытые ранки и воспаления, ускоряет обменные процессы и тем самым стимулирует быстрое заживление повреждений кожи.

Любое из перечисленных средств наносят достаточно толстым слоем на поврежденные участки кожи, а сверху накладывают повязку. Менять ее нужно не менее 2 раз в день. Заживают порезы от 2 дней до 2-3 недель.

Если вы заметили порезы на руках подростка: инструкция для родителей

Виктории, Евгении и Марине

Марина (мама 7-классницы Лиды) с дрожью в голосе начинает нашу консультацию: «Уже где-то месяц Лида ходит дома в одежде с длинным рукавом и штанах. Говорила, что мерзнет в квартире, холодно, хотя раньше всегда носила футболки и шорты. А вчера я случайно заглянула к ней в комнату, когда она переодевалась – а у нее все руки в шрамах! Красные такие штрихи между запястьем и локтем на обеих руках. На мой возглас «что это?!» монотонно ответила «все нормально» и ушла от разговора. Я чуть с ума не сошла!!! Ужас. Мы же такими не были! Ну, случится что-нибудь – пойдешь с друзьями, может быть даже покуришь, загуляешься до ночи…, но резать себя??? Что это такое??? Как увидела – не нахожу себе места, боюсь, что она задумала самоубийство».

Растерянность и испуг мамы вызывают мои сочувствие и понимание. Современные дети – совсем не те, какими были их сверстники 20, 10 и даже 5 лет назад. Они другие и это лишает родителя возможности опираться на свой подростковый опыт и использовать те средства и способы, которые облегчали проживание трудного возраста для него самого когда-то. Они сложные и это затрудняет понимание того, что на душе у нынешних старшеклассников, которые могут вот так – запросто- резать себе руки и спокойно говорить при этом, что «все нормально». Они скрытные и часто непонятные — что ставит в тупик при разговоре с сыном или дочерью, когда самый доброжелательный и осторожный интерес встречает упорное «Ты меня не понимаешь! Выйди из моей комнаты!».

А когда едва утихшие в СМИ страсти вокруг Групп смерти вдруг снова вспыхивают вокруг ареста одного из «кураторов», и в личный мессенджер регулярно приходят длинные сообщения, начинающиеся со «Срочно! Подозрительные хэштеги…Информационная суицидальная война против наших детей…Максимальный репост!!» , то родителю становится совсем страшно и как-то не по себе.

Чтобы понимать, чего стоит бояться, а где важно не дуть на воду, чтобы знать наперед, как поступить, если любимый ребенок нанесет себе порезы или увечья, читайте инструкцию ниже.
Посвящаю ее Виктории, Евгении и Марине – мамам, чья боль, смятение и готовность положительно повлиять на своего ребенка, побуждают смотреть на происходящее с современными подростками еще с одной точки зрения – с точки зрения того, как быть родителю во всей этой непростой и в то же время не беспросветной истории.

Первое, что важно понимать о порезах на руке – это то, что они НЕ являются прямым и однозначным предвестником самоубийства.

То есть, если вы замечаете шрамы, это совсем не значит, что ребенок близок к суициду. Может быть и так, но не всегда. Самоповреждающее поведение — это отдельный феномен, связанный в большей степени с тем, как подросток относится к себе и насколько может справляться с возникающими в его жизни проблемами, нежели чем с намерением уйти из жизни. Я не призываю вас сейчас расслабляться, отпускать ситуацию и смотреть на порезы как еще на одну особенность трудного возраста. Я хочу, чтобы вы сохраняли, насколько это возможно, стабильный настрой и воздержались при виде ссадин от резких движений – разговоров, выяснений и эмоциональных сцен. Если вы увидели ссадины, первое, что стоит сделать — перевести фокус внимания с собственного закономерно возникающего в такой ситуации страха за ребенка — на поиск ответов на вопрос, что его побудило так поступить и как я могу ему помочь.

Вы будете чувствовать себя осведомленнее в ситуации, если зададите ребенку прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Дети отвечают на него правду.

Второе, что известно о порезах на руке и что подтверждают сами подростки – это то, что желание ранить себя является способом, средством, преодоления внутренней боли.

Эта боль может быть разной. Случилась ссора с друзьями, произошел конфликт дома, сильно не понравился себе в зеркале – и душу подростка наполняет безрадостными переживаниями до того, что просто нет мочи терпеть и хочется хоть как-то облегчить свое состояние. Нанося рану, подростки переключаются с внутренних ощущений на ощущения саднения на коже и им становится немного легче. То есть такое поведение не дурь, и не блажь, и не заскоки. Это прямое приглашение нам взрослым внимательно посмотреть на то, что в жизни подростка идет не так и принять все зависящее от нас для того, чтобы устранить источник переживаний.

Воздержитесь от бдительных расспросов и унизительных для любого подростка обысков карманов и чтения запрятанных дневников. Посмотрите на ситуацию шире – поинтересуйтесь у классного руководителя тем, все ли в порядке в школе, поговорите с мамами друзей о том, как там общаются дети, со своих страниц в соцсетях посмотрите, что публикуется сыном/дочерью.

Избавьтесь от самообвинений по поводу того, что вам не удается вывести сына/дочь на подробный разговор. С подростками случается скрытность. И чем бичевать себя, лучше задумайтесь о том, с кем из взрослых ваш подросток может сейчас быть откровенен. Если у вас понимающий тренер в секции – можно попросить его побеседовать с подростком, если чуткий и близкий ребенку классный руководитель – обратиться к нему за тем же. Можно связаться с компетентным психологом, потому что часто бывает так, что дети открываются в контакте с не включенным в ближний круг отношений человеком.

Третье – обратите внимание на то, кто помогает ребенку в преодолении различных сложностей и вопросов, которых в его — переходном — возрасте возникает очень много.

Подростку необходимо, чтобы у него был так называемый «проводник» во взрослость – человек, старше его (не сверстник), с которым он мог бы советоваться и делиться наболевшим. Иногда это бабушки/дедушки или старшие сестры/братья, иногда – психолог, для верующих семей – батюшка. И если этого человека до сих пор не было – найдите его. Самостоятельные, тихие и «безпроблемные» подростки – это настораживающий вариант взросления, за которым чаще всего встречается глубокое одиночество. И оно способно подтолкнуть подростка к тому, чтобы ранить себя.

Эти три шага помогут вам соориентироваться в ситуации, справиться с потрясением и начать предпринимать конкретные и необходимые действия. Хорошо, что вы можете совершать их не в одиночку, а в сотрудничестве с опытным подростковым психологом, помощь которого зачастую необходима подростку, который наносит себе порезы.

С вами,
Ирина Буровихина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *