Заратустра, это кто?

Что нам приходи на ум, когда мы произносим имя Заратустра? Любой более или менее гуманитарно подкованный человек назовёт Ницше, а задумавшись, добавит и Гитлера. Верно ли это? Частично – да. Именно Заратустре мы обязаны актуализацией таинственной нации Ариев, или арийцев (тут память услужливо ввернёт что-нибудь из жизни Штирлица: «Истинный ариец, характер нордический»). Арийцы и правда, были. И даже исторически зафиксированы где-то в Средней Азии, в пределах Ирана, — места вполне южные, восточные. Ничего нордического здесь отроду не водилось. Но чем пленил Заратустра беспокойного Ницше с его идеей сверхчеловека? Большой вопрос!

— Salik.biz

Рождение пророка Заратустра

Рождение Заратустра было предопределено ещё до начала творения материального мира. Как гласит предание, пребывая в вечности, бог добра Ахура Мазда (Ормузд) и бог зла Ангро-Майнью (Ариман) некоторое время не предполагали о существования друг друга. Но Ахура Мазда (буквальное значение: Господь Премудрый) первым узнал о противостоящей ему силе. Чтобы победить зло, его, как и добро, следовало материализовать и этим ограничить их столкновение во времени.


Поэтому Ахура Мазда и сотворил весь видимый мир. Все было предопределено: и появление любой твари, и рождение человека – каждый явился в этот мир не просто так, а для исполнения великой миссии, которую, впрочем, ему никто не навязывал. Миру предстояла великая шахматная партия, и каждый был волен занять место по ту сторону доски, что оказалась бы ему по сердцу.

Так и Заратустра должен был явиться в мир в определённый час, чтобы поведать обо всем этом, а также о многом другом. Священные тексты зороастризма собраны в Авесте, древнейшей книге, частично дошедшей до нас. Она туманна и малопонятно современному читателю, недаром первый ее переводчик Анкетиль-Дюперрон, ещё в 1771 году озадачивший Европу французским вариантом священной книги, не снискал ни славы, ни понимания.

В более поздних текстах, где сведены воедино и поучения Заратустры, и перипетии его судьбы, пророк уже полностью мифологизирован и речь идёт о его духовной сущности.

И все же многие учёные признают легендарного пророка реальным лицом, хотя сказать определённо, когда именно жил пророк, пока не берётся никто. Можно только с большей или меньшей степенью уверенности утверждать, что произошло это задолго до возникновения буддизма и появления большей части библейских пророчеств, где-то в Восточном Иране или Средней Азии.

Рекламное видео:

Золотой Сириус

На разных языках его имя звучит по-разному: Заратуштра (древнеиранское), Зороастр (греческое). Долгое время велись споры, что оно означает. Одни усматривали в нем возвышенное – «Золотой Сириус», другие прозаическое – «обладающий старым верблюдом».

Древние арии поклонялись Сириусу – звезде, которая, по их верованиям, отвечала за круговорот воды в природе. Можно добавить, что и учение Заратустры – основа основ. Без воды всему живому грозит смерть физическая, а без слова пророка – духовная.

Простонародное толкование имени Заратустры тоже не лишено смысла: нарочито невзрачное, оно являлось оберегом для пророка. В том и состоял тонкий арийский расчёт: непривлекательностью имени от детей отводили происки враждебных сил.

«Свет воскресающей силы…»

Три дня и три ночи перед рождением Заратустры над его поселением полыхало невиданное небесное зарево. Люди жили в ожидании чуда, не ведая, что должно произойти. Никто не обращал внимания на мучившуюся в эти дни роженицу Дукдауб.

Переживал лишь ее муж Пурушаспа. Третьего ребёнка рожала она, и ни один из старших не доставлял матери таких мучений. Жизнь ее висела на волоске. Согласно арийским верованиям, женщина, родившая мёртвое дитя, считалась осквернённой, ведь из ее лона вышла сама смерть.

Несчастная должна была умереть в одиночестве, заточенная в тесном склепе. Но Дукдауб благополучно разрешилась от бремени. Родился мальчик. Однако повитухи и счастливый отец так и не услышали крика младенца. Вместо того чтобы заплакать, он засмеялся. А мгновением позже заговорил, причём стихами. Никто из оторопевших слушателей не понял, что слышит «Ахуну Ваирью», главную молитву зороастрийской религии. Ещё до сотворения мира Ахура Мазда создал этот великий гимн, а потом вложил его в уста младенца, имя которому Заратустра.

Пурушаспа долго ломал голову, почему его ребёнок так отличается от других. Решив посоветоваться с колдуном Дурашрабом, жившим по соседству, отец принёс сына к нему. Тот хотел уничтожить младенца, но не сумел даже прикоснуться к нему. Тогда он внушил Пурушаспе страх перед мальчиком и велел его убить. Отец подчинился воле колдуна, вернее, попробовал…

Заратустру клали на костёр, но огонь тлел еле-еле, согревая малыша.


Его относили на опасные тропы, по которым на водопой ходили быки и кони. Но всякий раз животные сворачивали с дороги, обходя место, где лежал ребёнок. Даже волчица, в чьё логово подкинули Заратустру, не растерзала его. Не тронула она и овцу, пришедшую напоить пророка своим молоком.

Однажды злосчастный отец невольно подслушал разговор колдунов, собравшихся у Дурашрааба. Только тогда он понял, что его сыну покровительствует сам Ахура Мазда.

Путь пророка Заратустра

В семилетнем возрасте не по годам развитого мальчика отдали на обучение к священнослужителям. Оно состояло не только в заучивании известных гимнов – своего рода молитв разным божествам, — но и в импровизации. Каждый ученик должен был сам слагать стихи. Заратустре это не составило большого труда, ведь он говорил стихами с самого рождения.

Завершив положенное учение, пятнадцати лет от роду Заратустра отправился странствовать. Долгие годы юноша бродил по родным краям в поисках истины. Он вопрошал стариков и жрецов: в какое божество они верят, какие молитвы возносят, что они считают добром, а что злом? Эти размышления были своего рода подготовкой к самому главному событию в жизни Заратустры. Когда ему исполнилось 30 лет, ему явился сам Ахура Мазда.

Творец открыл пытливому страннику все свои имена, поведал, что не существует множества богов и божков, а есть лишь он один и люди должны сделать свой выбор – служить ли им истине или, заблуждаясь, играть на руку темным силам.


После откровения Заратустра принял обряд посвящения: прошёл сквозь бушующее пламя, ему на грудь вылили чашу расплавленного металла, а тело вспороли острыми кинжалами. Но на теле пророка не осталось даже и следа. Твёрдость обретённой вере сделали его неуязвимым.

«Вам открываю объятия…»

Теперь Заратустра чувствовал себя готовым вернуться домой, указать истинный путь тем, кто ему дорог. Но, как известно, нет пророка в своём отечестве: его отвергла община, и стараниями чародей Дурашраба он был объявлен столь опасной личностью, что почёл за благо поскорее скрыться.

Дух тьмы Ангро-Майнью пытался убить или искусить Заратустру обещаниями великой власти. Духи голода и жажды, холода, нищенства обступили его со всех сторон. Но пророк устоял.

В сорокалетнем возрасте Заратустра оказался в Дрангиане – краю, где правил царь Виштаспа. (Многие учёные полагают, что это земли, соответствующие современному Ирану и Афганистану.) Он-то и стал первым последователем Заратустры.

В день, когда Виштаспа принял истинную веру, произошло невероятное дотоле чудо: все домашние и дикие животные вдруг пустились в пляс. Для людей это оказалось достаточным доказательством того. Что Заратустра – божий посланец. И именно с того времени началось широкое распространение зороастрийской веры, утверждающей единобожие.

Священная книга

На чужбине в возраст сорок двух лет Заратустра, наконец, обрёл признание, всеобщее уважение и поклонение. Дважды он был женат: один раз на вдове, а другой на невинной девушке (считалось, что только девственница останется с супругом после смерти, вдова же будет принадлежать своему первому мужу). Первая жена родила пророку двоих детей, вторая – четверых.

Окружённый любовью, почитанием и детьми, Заратустра дожил до глубокой старости. Все эти годы он создавал Авесту. Виштаспа создавал самых умелых писцов и наказал им записывать все, что говорит Заратустра, золотыми буквами на воловьих шкурах. Всего таких шкур потребовалось двенадцать тысяч. Это была первая и самая полная запись священной книги. Виштаспа считал ее самым большим сокровищем своего государства. О чём же говорил пророк?

О своим личном избранничества, о конце мира, что не за горами, о том, что победа Ахура Мазды предрешена и неизбежна, но каждый обязан и волен занять своё место в извечной борьбе добра со злом и, кроме того, всякий ответствен перед высшим и единственным Богом не только за себя, но и за всех живущих. Прямо скажем, идеи, оказавшиеся актуальными сейчас, впервые прозвучали тысячелетиями прежде.

Наделённый даром предвидения, Заратустра рассказал людям о том, что ждёт их в будущем. Так подробным образом он описал пришествие Христа: от Вифлеемской звезды и поклонения волхвов до последних дней земной жизни Божьего Сына. После Иисуса в мир должны прийти ещё два Спасителя. С приходом последнего Ахура Мазда начнёт свою решающую битву со злом. Ангро-Майню с дэвами будет побеждён, и все творения Благого Духа обретут, наконец, вечную жизнь. А затем наступит Судный день, описание которого в Авесте очень напоминает «Откровение Иоанна Богослова».


Помимо Авесты Заратустра сочинил великое множество стихов, которые также были записаны на воловьих шкурах. Но, увы, мы лишены возможности прочесть их. По традиционной пехлевийской хронологии, 258 лет спустя после рождения пророка на свет появился Искандер, Александр Македонский.

Его победительному шествию по Средней Азии мы обязаны многим, в том числе и исчезновением текстов Заратустры. Они уничтожались вдумчиво, целенаправленно, с блаженным чувством выполненного долга. Все, что дошло до нас, было записано вновь позже и долгие столетия сохранялось лишь в устной традиции. Отсюда и путаница в хронологии: в священные тексты волей-неволей добавлялись свои, современные словечки, которые прежде погоды не делали, а ныне доставляют учёным столько головной боли.

«Горе незнающим света!»

Конечно, Заратустра не мог не знать и о своей мучительной смерти. Подобно Иисусу, он на миг дрогнул и слёзно умолял Творца, чтобы миновала его чаша сия. Но Ахура Мазда объяснил ему, что тогда зло останется непобеждённым, а миссия Зратустры не будет выполнена.

Все эти годы к Заратустре подбирался старый «приятель» Дурашраба, колдун Тур-и-Братарвахш. Уже сам, будучи в преклонных годах, он отыскал прославленного старца. Пробравшись в жилище пророка, злодей застал его молящимся. Колдун подошёл к Заратустре сзади и, не решившись взглянуть жертве, а глаза, вонзил остро отточенный меч ему в спину. Как и предсказывал пророк, его смерть не принесла убийце счастья: он упал, как подкошенный и тут же испустил дух.

«Горе обнявшим печаль»

Сегодня можно по-разному относиться к пророчествам Заратустры. Да и само его имя, как мы упомянули в самом начале, нынче оказалось незаслуженно запятнанным. Да, Заратусру подняли на щит изнеженные и беспокойные сыны Серебряного века (недаром мы цитировали стихи Гумелева); его извратил Ницше, умевший неплохо думать и недурно писать, но не удосужившийся прочесть доступных ему пророческих текстов. Зачем ему понадобился древней пророк?

Возможно, он хотел «освятить» своё «Евангелие» авторитетом пусть уважаемого, но очень далёкого мудреца. Многие были шокированы, а некоторые и пленены ницшеанской апологией сверхчеловека, а вот мог ли кто попенять ему некорректными ссылками на Заратустру? Ведь, в сущности, проповедник новой морали только и позаимствовал у пророка мысль о том, что человек свободен, а вот возможность распорядиться этой свободой дал не самую похвальную.

Да повинен ли в этом Заратустра? Имеет ли он вообще к этому отношение? Наверное, нет. Никому же не приходит в голову пенять Христу за рьяную деятельность святой инквизиции, не так ли?

Мы говорим о свободе человеческой воли. Предмет — это, конечно, опасный. И все же мы видели проявление этой свободы не только в деяниях Гитлера, но и в бесчисленных подвижнических судьбах многих святых и вполне светских, но великих людей. Каждый выбирает, что хочет и на что способен. Вы можете пойти направо, а можете налево: все зависит от вас. Так говорил Заратустра.

Елена Савельева

Заратустра

Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

Детство и юность

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 годы до н. э., но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра — халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Портрет Заратустры

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.

Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.

Пророк Заратустра

Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.

Средневековое изображение Заратустры

После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.

Знак Заратустры

Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением Платона. После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Личная жизнь

В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.

Скульптурные изображения Заратустры

Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.

Порушаспа Спитама (традиционно)

Френи, Поручиста, Трити;
Исад-вастра, Урватат-нара, Хвара-читра (традиционно)

Ахура Мазда
Заратустра
Этическая триада
Амешаспанды
Огонь

Спента Маинью · Ангра-Майнью
Аша · Друдж
Язаты · Дэвы

Зарату́стра (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت ‎ — Zartošt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης ) — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма.

Биография

Биографические ведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. Родился, вероятно, в семье всадников в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай (Rayy) и жил в восточном Иране ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.) . Существуют и иные точки зрения касательно времени и места рождения пророка. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского) в VII-VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII-X вв. до н. э. , что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.

Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut al-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области) . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем .

Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.

Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардвисура Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным литературным наследием Заратустры считаются упомянутые гаты.

В культуре

Легенда о Заратустре вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фридриха Ницше на создание произведения «Так говорил Заратустра».

В 1896 году, под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Произведение программное, состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.

Примечания

Заратустра — это кто? Философский роман Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Культура часто накладывается одна на другую и не все понимают, что было раньше, а что позже. Те, кто увлечены творчеством Фридриха Ницше не особо знают о пророке, чье имя он использовал для написания своей повести о Заратустре.

Реальная личность

Заратустра, не смотря на скудное количество свидетельств своего существования, считается реальной личностью. Заратустра — это основоположник зороастризма. Именно этому человеку приписывают авторство 17 гимнов «Песнопений» («Гаты»).

Значение самого имени пророка до сих пор является предметом многих споров. Так, существует версия, по которой имя переводится как «тот, кто погоняет верблюдов». Однако А.Дюперрон предлагает собственную версию перевода. Для него Заратустра — это «золотой Сириус».

Так же, как и с переводом имени, у ученых много расхождений относительно места и времени жизни пророка. Одни считают его сыном купца, другие связывают его происхождение с небогатым восточноиранским родом. Существует даже смелое предположение, что он родился на территории современной Российской Федерации. Хотя доказательств этой гипотезы нет.

Легенда о Заратустре

По одной из известных легенд пророк родился третьим ребенком в семье с пятью детьми. С 15 лет он стал священнослужителем, а спустя пять лет покинул свой дом, чтобы отыскать истину.

В 30 лет он встретился с главным божеством из триады иранских богов. Ахура-Мазде задал Заратустре несколько вопросов, после чего взял к себе на небо. Там пророк прошел три испытания, после которых ему открылась истина.

Спустившись назад, он не получил поддержки среди близких людей, кроме брата. Ему пришлось покинуть родные места, однако благодаря местному царю, зороастризм распространился по всему Ирану.

Заратустра – это пророк. К 42 годам он стал советником этого царя. Все его изречения были записаны на воловьих шкурах. Его творения, включая стихи, были повреждены при сожжении библиотеке во времена Александра Македонского.

Прожил мудрец 77 лет и 40 дней. Зная, что умрет насильственной смертью, он провел последние 40 дней в молитвах. Будучи женатым за жизнь дважды, он оставил после себя шестерых детей.

О Фридрихе Ницше

«Так говорил Заратустра» является наиболее значимым произведением философа, который вложил в него все свои суждения о жизни и человеке.

Говорить о творчестве Фридриха Ницше достаточно сложно. Это связано с тем, что не у всех хватает сил и времени читать его путаные тексты полностью. Поэтому многие опираются на суждения других о смысле его произведений.

Именно из-за этого появился миф о том, что философские взгляды Ф.Ницше связаны с фашизмом и нацизмом. Этому также способствовала его сестра, яркая приверженка А.Гитлера.

По этому поводу прекрасно высказались браться Стругацкие: «Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками».

Родился немецкий философ и поэт в 1844 году в семье лютеранского священника в третьем поколении. Он был назван Фридрихом Вильгельмом в честь прусского короля, который правил в то время.

В университетах он углубился в античную классику. В 1869 году он занял кафедру классической философии в университете Швейцарии. Однако во время франко-прусской войны записался рядовым санитаром в прусскую армию (1870). Подорвав здоровье, Фридрих вернулся в швейцарский университет.

Среди друзей философа было множество известных личностей, среди которых был и Р.Вагнер. Он оказал большое влияние на его творчество. Философ посвятил ему четвертую часть «Незавершенных размышлений».

Умер поэт в 1900 году в семье спустя год после сильного психического припадка. Так ушел Фридрих Ницше. Заратустра в качестве его героя и образа продолжает жить.

«Так говорил Заратустра»

Одно из наиболее известных произведений Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» написано в 1883-1885 годах. Это специфическое повествование невозможно изложить или пересказать кратко. Парадоксально звучит даже подзаголовок — «Книга для всех и ни для кого».

Книга не относится к трактатам. Это скорее философская поэма, хотя и написанная в прозе. Для того чтобы понять это, необходимо прочесть произведение на немецком языке. В оригинале ему присуща определенная ритмика, которая подтверждает, что Ницше больше поэт, чем философ, а тем более ученый.

Завязка произведения состоит в том, что тридцатилетний Заратустра (Ницше) покидает родину и уходит в горы. Он наслаждается одиночеством. Через десять лет он пресытился своей мудростью и решает спуститься к людям. По пути он встречает старца, который уговаривает мудреца остаться в лесу. Но слышит в ответ слова о том, что Заратустра любит людей. Однако более значимой фразой молодого человека является то, «что Бог умер».

В произведении «Так говорил Заратустра» герой общается с разными людьми. Притчи, которые он рассказывает, по содержанию относятся к разным направлениям:

  • моральные;
  • психологические;
  • философские.

Ницше знал, что его теорию о сверхчеловеке многие не поймут, поэтому вслед за этим произведением, он выпустил еще два: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали». Их целью было защитить идею от непонимания, пояснить ее смысл.

О «трех превращениях духа»

Наиболее значимым в произведении является рассказ о превращениях духа.

О женщинах

Встретившись со старушкой, Заратустра говорит с ней о женщинах. Он относит им важную роль, а именно — принести в мир сверхчеловека. Единственным их счастьем должно быть понимание, чего хочет мужчина. Только тогда мир будет совершенен.

Для того чтобы оставаться желанной, женщина должна быть опасной игрой для мужчины. Поскольку они хотят в жизни только две вещи – опасность и игру. Для героя женщины остаются загадкой, однако «на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она».

Идея сверхчеловека (Ubermensch)

Сквозь все произведение проходит мысль о том, что человек является лишь промежуточным звеном от обезьяны к сверхчеловеку. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком».

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей. Однако смысл его жизни не в управлении другими людьми, он — гений и бунтарь, способный разрушить старые правила и ценности при этом создать новые. Так говорил Заратустра.

Ницше прописал этот романтический образ на интуитивном уровне. Концепция о сверхчеловеке не закончена. Автор прописал ее апофатически. Он указал, кем его герой быть не должен, а именно человеком толпы, средним обывателем. Он должен быть выше измельчавшего человечества. Заратустра – это тот, кто над толпой и живет вопреки ней.

Сегодня произведение, которое написал Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра» относиться к мировой классике. Произведение изучается как в философии, так и в литературе.

Память

  • В опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа Фридриха Ницше есть произведение «Так говорил Заратустра».

Иллюстрация к книге Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

  • В 1896 году под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
  • Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, посвящена песня «Красное на черном».
  • В экранизации Леонида Гайдая романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» Остап Бендер, представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

Цитаты

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку. И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше? Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений. Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы. Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *